Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему я молюсь о выигрыше в лотерею, а джекпот срывают другие?

Темы: Богатство, Обида, Деньги, Упование, Молитва, Помощь, Безопасность, Любовь к Б-гу

Отложить Отложено

Добрый день! Доброго здоровья, многоуважаемые раввины! ПРОШУ ПОМОЩИ вашей совместной. Пожалуйста!!! Реально прошу помощи на данный момент, пишу в эмоционально взвинченном состоянии.

Длительное время я играю в лото в одном из государств Европейского Союза. Лотерея 6 из 49.

Но вопрос вот в чём: когда я сильно припадаю в молитве, то именно тогда кто-то и срывает джекпот и, говорю вам правду, это так происходит уже неоднократно. У меня как будто Бог забирает силы после молитвы, я становлюсь чистым, как оборванная шестерня, а кто-то при этом получает гешефт. И самое интересное, что после молитвы я чувствую уже, что кто-то получит, но не я, а себя при этом чувствую обманутым, обокраденным. ПРОШУ, ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОЧЕМУ ТАК?!

P.S.:

При чтении Теилим ежедневно (вот уже на 82 псалме сегодня закончил), при чтении молитвенника для Бней Ноах (сейчас, правда, не читаю) чувствую чистоту. То есть, я как будто очищаюсь, у меня не набирается сила (та животная сила для совершения магии), но сам становлюсь чистый — и на пару метров чистый свет по кругу... Тору боюсь открывать. (Все приложения Святых Писаний есть у меня на телефоне).

Понимаете, я понимаю, что всё это правильно и я на правильном пути! Но мне так обидно, что Б-г не помог мне неоднократно, так уже — как будто бросил... Мне деньги сильно надо, очень сильно!!!! Те миллионы мне очень сильно надо!!!! Ооооочень сильно надо! Купил бы недвижимость в экономически оживлённом регионе, часть вложил бы в ценные бумаги с гарантией, часть — на депозиты в разных банках разных стран, также в золото и драг. камни, также в бизнес стабильно ликвидный. Благо, мир изобилует возможностями.

НО ПОЧЕМУ!!! ПОЧЕМУ!!! Он так со мной в то время, когда негодяям коррупционным мафиозным открыта дорога для воровства и грязного бизнеса, в котором люди работают на износ без жалости и милости со стороны работодателя? ПОЧЕМУ ТАК ОН МЕНЯ ОБИДЕЛ!? ПОЧЕМУ МОЛИТВА ИДЁТ КОМУ-ТО НА ПОЛЬЗУ, А НЕ МНЕ?! Я вам честно говорю, это так уже более пяти раз, я уже со счёта сбился. Когда я не молюсь, то джекпот не выигрывают и сумма джекпота нарастает.

Помогите, прошу, и не гнушайтесь моего обращения — это жизнь, она многообразна и вариативна, и да, вот есть такая ситуация, и да, вот именно вам пишу, бо кто, как не вы, больше всех знаете и о Б-ге, духовных мирах... и в житейских делах эксперты буквально во всех направлениях.

Скажите, пожалуйста! Как мне выиграть джекпот?! Саша

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, уважаемый Саша!

Спасибо, что обратились к нам, и отдельное спасибо за Ваше доверие раввинам Толдота.

Несколько странно получить такое обращение от взрослого и, как следует из письма, весьма образованного человека. Складывается ощущение, что я чего-то недопонимаю. Объясните, пожалуйста, как можно серьезно рассчитывать сорвать джекпот? До такой степени серьезно, чтобы при неудаче гореть обидой на Б-га и проклинать того, кто таки джекпот выиграл?

Я заглянул, чтобы понять, о чем речь, на один из лотерейных сайтов, там честно сказано: шанс на джекпот — примерно 1 из 14 миллионов. Вы представляете, что такое 1 из 14 миллионов[1]? Кажется, что шанс на то, что по дороге на работу около Вас упадет на тротуар золотой слиток (и это будет не розыгрыш) немногим меньше.

Б-г должен был помочь? В таких условиях каждый верующий был бы олигархом. Здорово: попросил — получил! Да и, вообще, атеистов не осталось бы и в помине, уж очень невыгодно оставаться атеистом. Разве это не очевидно, что Всевышний не обязан удовлетворять наши прихоти, совершая чудеса?!

«Испытать судьбу» один раз — в этом ничего плохого нет, но тратить свои деньги, играя раз за разом??

На этом можно было бы поставить точку, точнее, знак вопроса и недоумения, и закончить ответ. Но письмо содержит ряд моментов, за которыми, по-видимому, кроется некое заблуждение в восприятии Б-жественного провидения, предназначения человека в целом и назначения денег в нашей жизни в частности. Возможно, имеет смысл рассмотреть их.

Постараемся сформулировать вопросы, которые хотим прояснить.

  1. Всевышний должен помогать праведникам и мешать злодеям. Почему Он этого не делает?
  2. Неудача в лотерее воспринимается как кража (Б-гом) нашего личного имущества. Так ли это?
  3. Моя молитва идет на пользу кому-то другому, но не мне! Такое бывает?
  4. И, наконец, иллюзия, что тот, кто «сорвал джекпот», — счастливый человек.

1. Итак, вопрос первый: «Почему Создатель обижает меня и не помогает, когда я прошу?»

Талмуд (Брахот 61 б) рассказывает о последних моментах жизни великого мудреца и праведника Раби Акивы. Римляне приговорили Раби Акиву к казни за то, что он изучал и преподавал Тору. Время его казни совпало со временем чтения утренней молитвы «Шма Исраэль».

Это молитва, в которой каждый еврей принимает на себя «иго Царства Небесного» — свидетельствует о своей непоколебимой вере в Единого Б-га и любви к Нему. Раби Акива продолжал читать Шма, когда римляне разрывали его тело железными гребнями… Ученики спросили его:

— Настолько?

(Комментаторы объясняют, что этот вопрос означал: «Даже в таких страданиях обязан еврей читать Шма?»)

Великий праведник ответил:

— Все дни свои мечтал я исполнить на практике сказанное: «бэ-холь нафшеха» — «(любить Б-га) всей душой твоей — даже когда забирает (Он) душу твою»[2]. И вот сейчас есть у меня эта возможность, как же не воспользоваться ею?

Задумаемся: как бы мы вели себя, не дай Б-г, на месте раби Акивы? Наверное, кричали бы в истерике «Б-же, помоги!» и убивались, что Он нас не слышит… Но праведник, исходя из глубочайшей веры в абсолютную справедливость и абсолютное благо Всевышнего, искал возможность исполнить еще одну заповедь, сделать еще один шаг близости и любви к Творцу.

Мы знаем, что Творец создал этот мир, скрыв Свое присутствие в нем. Он как бы остался «за кулисами». Это значит не только, что мы не можем видеть Его глазами. Суть сокрытия Всевышнего гораздо глубже. Хотя Он, Благословенный, и управляет всем происходящим в мире, Он не делает ничего, что явно указывало бы на Его присутствие. Не «показывается».

Дело в том, у человека должна быть возможность выбора. Ведь именно за правильный выбор между добром и злом мы получаем награду, а за неправильный выбор — наказание. Если Б-г будет помогать праведникам и портить жизнь злодеям здесь, в нашем материальном мире, мы потерям всю свободу выбирать.

Поэтому Всевышний позволяет злодеям процветать не меньше, а то и больше, чем праведникам. А праведникам — посылает страдания и беды наравне с извергами и преступниками. Да, когда-то справедливость настанет, в конце концов все получат по заслугам. Но это — в Будущем мире, не сейчас. Задача человека в земной жизни — обнаружить для себя Всевышнего именно в условиях Сокрытия.

Еврейская мудрость и праведность основывается на попытке увидеть руку Творца во всем происходящем, как увидел Раби Акива (хотя, конечно, мы не находимся на таком недосягаемом уровне веры, чтобы читать «Шма» в момент страшных мучений, не дай Б-г). А не на том, чтобы получать от Него, Благословенного, дорогие подарки. Настоящая духовность достигается только путем тяжёлой работы, ежедневного укрепления в вере. И это — одна из причин, почему Он, Благословенный, не всегда спешит ответить на нашу молитву. Иногда праведникам нужны годы молитв, чтобы удостоится Свыше чего-то ценного.

Поэтому мы ни в коем случае не должны измерять любовь Всевышнего к нам теми благами, которые от Него получаем.

2. «Когда кто-то другой получает деньги, я чувствую себя обманутым и обокраденным»

Эти чувства могут быть частично вызваны ошибочным восприятием, которое мы рассмотрели в первом вопросе. Но, кажется, есть здесь еще один момент. Некоторые люди ощущают, что все свободные деньги в мире по умолчанию принадлежат им. Если так, то, когда деньги ушли в чужой карман, чувство «меня обокрали» естественно.

Талмуд в трактате Бейца (16а) утверждает, что «всё пропитание (доходы и расходы) человека предопределено с Рош-аШана (Новолетия) до Рош а-Шана». Кроме затрат на субботу, праздники и обучение детей. Всевышний следит за каждым долларом, рублем и шекелем и распоряжается, к кому именно он должен попасть. Ни один человек не может получить больше или меньше, чем ему было присуждено в Йом-Кипур (Судный день).

Нам кажется, что мы зарабатываем благодаря своим талантам и теряем деньги из-за своих ошибок. Но на самом деле у нас нет практически никакой возможности повлиять на количество денег на нашем банковском счете. Единственное, что в наших силах, — это выбирать, как деньги к нам попадут. Достойным образом, через исполнение воли Всевышнего, или ложным, кривым путем, через нарушение Его воли. Естественно, тот, кто «отхватил» лишнего, должен будет с этим расстаться. «Нечестные деньги» долго не задерживаются.

3. «Моя молитва помогает другому, а не мне!»

Любая молитва помогает прежде всего самому молящемуся. Молитва — это некое духовное усилие, которое всегда оставляет свой след. Только бывает, что человек просит о том, что будет для него плохо, ну просто во вред. Понятно, что Всевышний, зная это, именно из любви к человеку, не хочет ему это давать. Молитва, казалось бы, остается неуслышанной. Так человек чувствует: «Б-г меня бросил».

А на самом деле здесь скрыта двойная милость Всевышнего. Мало того, что Он оберегает человека от вреда, который тому могло бы принести исполнение его просьбы. Он, Благословенный, сохраняет эту «неправильную» молитву, чтобы в будущем одарить просящего чем-то действительно ему нужным. Тем, что будет благом для него.

4. Хочу джекпот!

Если бы Всевышний хотел дать людям богатство и изобилие без усилий с их стороны, Он мог бы сотворить мир по-другому. Пусть все будут миллионерами, всем будет хорошо без лотерей и рулеток. Почему-то в Торе сказано обратное: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Берешит 3:19). Так мир устроен, что ради пропитания нужно вкалывать. Те единицы, что получают свой достаток без усилий, — не более чем исключение, которое только подтверждает правило.

Не в рамках нашего ответа раскрывать тему «Тяжелый труд и умеренный доход — подарок для человечества». Разрешите только привести интересный факт: оказывается, получить на руки огромную сумму и благополучно это пережить под силу далеко не каждому. Кому интересно, найдет немало трагических историй о людях, на которых «свалились» миллионы[3].

По-видимому, Всевышний «намекает»: смотрите, большие деньги — а ведь это символ власти и вседозволенности — могут обернуться против самого человека и погубить его. Может, хватит уже гоняться за капиталом? Не пришло ли время задуматься об истинных ценностях?

Дорогой Саша! Поверьте, мы очень хотим помочь Вам. Поэтому искренне желаем, чтобы Всевышний помог Вам никогда не срывать джекпот… Мы также желаем Вам, чтобы Всевышний помог и Вы избавились бы раз и навсегда от навязчивой идеи разбогатеть через лотерею. Пусть достаток и благополучие придет к Вам другим, более надежным и безопасным путем.

С уважением, Нохум Желязник


[1] Математик Леонид Арье Сейдель в своей книге «Смерть атеизма» очень удачно проиллюстрировал вероятность 10-7 (1 из 10 миллионов), привожу в своем изложении. Возьмем широкую ленту длинной 100 км, расчерченную делениями по 1 см. На ленте будет 10 млн делений. Деления пронумерованы по возрастающей от 1 до 10 млн. Натягиваем ленту вдоль прямого участка шоссе. Автомобиль разгоняется до скорости 100 км/ч и пересекает стартовую черту — то место, где начинается лента. Сохраняя эту скорость всё время эксперимента, автомобиль едет в течение часа до черты, означающей окончание ленты. В автомобиле находится оператор, вооруженный лазерным ружьем, направленным перпендикулярно ленте. Оператор должен сделать только один выстрел за всё время эксперимента — тогда, когда ему вздумается. Заранее, до начала эксперимента, робот произвольным образом выбирает число от 1 до 10 млн. Число записывается, записка с этим числом помещается в конверт. Если ближайшее к пробитой выстрелом дыре деление на ленте будет совпадать с числом в конверте — вероятность 10-7 реализовалась.

А мы говорим об 1 из 14 млн. Т.е. лента длиной не в 100, а в 140 км. И автомобиль, соответственно, едет не 60, а 84 минуты. Стоит попытать удачу, не правда ли?

[2] Вторая часть молитвы Шма Исраэль (сразу за «Слушай Израиль… Б-г един») это стих в Дварим (6:5): «И возлюби Господа Всесильного твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей и всем существом твоим». Мишна в трактате Брахот (54а) приводит толкование этого стиха, согласно которому слова «всей душой твоей» означают «даже когда забирает (Б-г) душу твою». Т.е. — требование любить Всевышнего даже в час смерти. Раби Акива хотел удостоиться исполнить эту заповедь во всей полноте.

[3] Кажется, у этого явления есть вполне логичное объяснение: человек, привыкший к определенному образу жизни, быту, внезапно оказывается в абсолютно новой, дикой для него ситуации. Одновременно с новыми возможностями, бедолага получает на свою голову набор новых проблем и опасностей, о которых никогда и не подозревал. Ему приходится справляться не только с новым окружением, но и (в основном) с «новым» самим собой. Взяли электрика Михалыча и посадили в кабину F-16: теперь ты летчик-истребитель. Ищи, Михалыч, где тут кнопка катапульты, может, выживешь…

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его