Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если человек может выдержать посланные ему испытания, откуда берутся самоубийцы?

Темы: Самоубийство, Злое начало, Запреты, Испытание, Страдания, Заповеди, Депрессия, Убийство

Отложить Отложено

Шолом-Алейхем, Ребе! У меня к Вам такой вопрос. Если Бог дает те испытания человеку, с которыми он может справиться, то почему некоторые люди кончают жизнь самоубийством, так как не справились с испытанием? Ведь самоубийство является большим грехом? Слава

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, Слава!

Спасибо, что написали нам!

Раз уж мы затрагиваем тему самоубийства, то прежде, чем перейти к вопросу об испытании, хочется рассеять миф, навеянный, по-видимому, Шекспиром и подхваченный другими классиками. Существует красивая сказка о том, что в ряде жизненных ситуаций вполне оправданно наложить на себя руки, ну просто чуть ли не необходимо.

Спасибо Всевышнему, Который заложил в душе здорового человека сильнейший страх перед смертью. Иначе суицид стал бы причиной смертности номер один (да и сейчас говорят где-то о миллионе самоубийц в год в мире). Несчастная любовь? Есть выход! Тебя опозорили, потерял что-то дорогое? Лезь в петлю, ну, или любой другой способ — и всё хорошо. А люди покачают головой: «Какой хороший человек был, не вынес, бедняжка…»

Нас научили относиться к самоубийству «с пониманием», если не с уважением. Отсюда и «оправдывающий» подход: «Это испытание он не мог выдержать». И как следствие — вопрос к Б-гу (с ноткой обвинения): как это так, такое непосильное испытание человеку? Несправедливо, Б-же!

Вот так ловко человечество сняло с себя вину и за это преступление: «Это Всевышний виноват, а не человек. Слабенькие мы, не можем с такими сложностями справляться».

По Торе самоубийца — тот же убийца, ни меньше ни больше. Рамбам[i] в книге «Мишнэ Тора»[ii] (Законы об убийце 2:2) и за ним ряд других мудрецов приравнивают самоубийство к убийству — по тяжести преступления. И это понятно. Как никто не вправе забрать душу у другого человека, никто не вправе забрать ее и у себя. Душа — она не наша, Б-г ее дал и только Он может ее забрать. Очень простое правило.

Почему-то мы не слышим «он не мог выдержать это испытание» в адрес тех, кто убивает других. А тут вдруг — столько жалости…

Ну, а теперь об испытании. Действительно, наши мудрецы говорят о том, что испытания Свыше посылаются тому, кто может их выдержать[iii]. Но давайте подумаем глубже, как это понимать. Разве это значит, что человек обязательно выстоит в испытании? Что Всевышний «гарантирует» успех? По-видимому, нет. Ведь если так, то где же тут испытание, в чем проверка?

Кажется, это высказывание мудрецов означает следующее: если собраться с силами, мобилизовать все свои ресурсы против злого начала, то точно можно победить. У каждого есть возможность выстоять. Но тот, кто сложил руки, повесил весла и позволил себе плыть по течению, испытания не выдерживает.

Если человек может «капитулировать» перед ароматной пиццей, покупая ее после клятвенных обещаний соблюдать диету, он также может наложить на себя руки в случае, например, большого позора. И наоборот. Как он мог удержаться от пиццы, если бы собрался, вспомнил об уровне сахара и т.д., так и с позором он мог бы справиться. Если бы не действовал в порыве, повременил, обратился за помощью, то нашел бы силы начать новую жизнь. Нет принципиальной разницы между этими двумя случаями.

В оправдание тех, кто покончил с собой, можно услышать, что, по оценке специалистов, большой процент попыток самоубийства предпринимается людьми психически нездоровыми. Говорят, что есть диагнозы, при которых каждый третий пытается и каждому десятому удается покончить с собой. Возможно, это частично объясняет элемент сострадания к самоубийцам…

Действительно, самоубийство в подобных случаях сложно записать в графу «не выдержал жизненных испытаний». Это, скорее, вероятный итог развивающейся болезни. Испытание — это экзамен, проверка, когда человек, приложив усилия, способен сделать правильный выбор. Но когда силы заведомо неравны, это вынужденная, потерянная ситуация. Что мы хотим от душевнобольного человека? Ну не может он справиться с жизнью, что поделать. Вероятно, такой самоубийца не виноват в своем грехе.

С одной стороны, это так. Всё же, не будем спешить с оправданиями. В очень многих случаях и к «самоубийце с диагнозом», и, кстати, к его близким могут быть претензии: как он дошел до такого состояния, когда уже не мог выбирать, почему в свое время не обращался за помощью, не проходил лечение? Да, возможно, под конец ситуация была уже неподконтрольная, но вначале-то можно было многое переиграть. Тот, кто своевременно не занялся решением проблемы, виноват. Он допустил преступную халатность.

Конечно, не нам судить, кто виноват, а кто нет, в каждом конкретном случае. В этом Всевышний Сам разберётся. Но на нас лежит ответственность предотвратить то, что в наших силах предотвратить. Мы должны быть бдительны: как только замечаем, что надвигается беда, при первых симптомах — не медлить, тут же обращаться за помощью.

Настоящий герой — это не тот, кто выдержал тяжелейшее испытание, а тот, кто сумел его избежать. Так сказано в Талмуде (Санхедрин 107 а): «Сказал рав Йеуда[iv], сказал Рав[v]: пусть никогда человек не просит себе испытаний. Ведь даже Давид, царь Израиля, попросив себе испытания, не выдержал, оступился…»[vi]

С уважением, Нохум Желязник


[i] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[ii] Мишнэ Тора (или «Яд а-Хазака») — всеобъемлющий кодекс еврейских законов и постановлений, составленный Рамбамом. Труд охватывает практически весь спектр тем в еврейском законодательстве. Этим и объясняется название «Мишнэ Тора», которое можно перевести как «Повторение Торы» или «Повторение Закона».

[iii] Так, в Берешит Рабба (32:3) читаем: Сказал раби Йонатан: гончар не проверяет слабые кувшины, по которым достаточно стукнуть один раз, чтобы они разбились. А что он проверяет? Кувшины отличные, которые не бьются, даже если по ним стучать несколько раз. Так и Всевышний, благословен Он, испытывает не грешников, а праведников, как сказано в Тэилим (11:5) «Господь испытывает праведника…»
И о разрешении бойцу вступить в связь с красивой пленницей (см. Дварим 21:10-14) сказано в трактате Кидушин (21 б), что это разрешено только потому, что если это запретить, то запрет был бы нарушен; т.е. Тора знала, что люди не выдержат этого испытания, поэтому разрешила. Отсюда вывод: то, что Тора запретила, мы способны не нарушать. (Н.Ж.)

[iv] Рав Йеуда бар-Йехезкель (в Талмуде назван просто «рав Йеуда»; 3980-4060 /220-300, Вавилония) — ближайший ученик Рава и его друга и неизменного оппонента Шмуэля, основатель и руководитель ешивы в Пумбедите.

[v] Рав — полное имя раби Аба бар-Ибо (в другом произношении бар-Аву; 3935-4007 / 175-247, Вавилония и Эрец-Исраэль) — глава евреев Вавилонии; основатель знаменитой ешивы в Суре. Современники назвали его почетным титулом «Рав», поскольку он был Равом (наставником) всех евреев изгнания.

[vi] Речь идет об истории с Бат-Шевой.

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше