Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Положение евреев в Египте после разрушения Второго Храма.

Дом Хоньо

Со времен царя Шломо установились прочные связи между Египтом и Эрец Исраэль. Возможно, евреи поселились в Египте в период Первого Храма. После его разрушения Йоханан бен Кореах и его сподвижники отправились туда, несмотря на предупреждение пророка Ирмияу. Когда Невухаднецар захватил Египет, большинство еврейских беженцев были убиты.

Во время завоевания Египта Камбизом, сыном персидского царя Кира, еврейская община находилась на юге Египта в городе Асуане и его окрестностях.

Царь Птолемей Первый пригнал в свою страну много пленных евреев. Его сын Птолемей Филадельф освободил их, и они основали процветающую еврейскую общину в Александрии. В лучшие времена евреи составляли две пятых населения города. В отличие от Вавилона Египет был эллинистическим государством. Именно там евреи впервые поддались влиянию чужой культуры. Когда по требованию царя семьдесят мудрецов перевели Тору на греческий язык, процесс эллинизации еще более ускорился. Через короткое время большинство евреев Египта уже не могли изучать Тору на священном языке.

После смерти Шимона Праведника его сыновья оспаривали право наследовать пост первосвященника. Один из них — Хоньо бежал в Египет, где был дружественно принят царем Птолемеем. Хоньо построил там святилище, обосновывая свои действия пророчеством Иешаяу: «В тот день будет жертвенник Г-споду в земле египетской» (19:19).

Храм Хоньо стал религиозным центром евреев Египта. Хоньо и его последователи ошибались, считая, что там разрешено приносить жертвы: Тора запрещает приносить жертвы в любом другом месте, кроме Иерусалимского Храма на горе Мория. Около двухсот лет действовал храм Хоньо, пока римский император Веспасиан не приказал его закрыть.

Египетские евреи принимали активное участие в экономической и общественной жизни страны. Немало евреев служило в армии, и из их числа выдвигались офицеры и даже полководцы. Когда Юлий Цезарь воевал в Египте со сторонниками Помпея, евреи помогали ему.

Первые римские наместники хорошо относились к евреям. Евреи Александрии обладали правами римских граждан. Община, находясь под покровительством римского наместника, обладала широкими полномочиями в области внутренней жизни и судопроизводства. Руководил общиной совет, возглавляемый этнархом. В состав совета входил семьдесят один человек.

Главная александрийская синагога была настолько роскошна, что о ней говорили: «Тот, кто не видел Диплостин (синагогу) в Александрии, не видел истинной славы Израиля». В огромном зале было невозможно расслышать голос хазана, и, когда он кончал благословение, синагогальный служка взмахивал платком, и молящиеся отвечали амен. Прихожане располагались в синагоге по гильдиям: золотых и серебряных дел мастера занимали отдельные ряды, свои особые места имели ткачи и другие ремесленники. Поэтому когда в синагоге появлялся мастер из другого города, он тут же находил своих коллег, получал у них работу и пропитание.

Ненависть иноверцев

Однако отношения между евреями и греками были плохими. Между ними неоднократно происходили стычки. Особенно сильно полыхала вражда во время правления Калигулы, когда император потребовал поставить свою статую во всех еврейских синагогах. Отказ евреев поклоняться кумиру дал повод для обвинений в нелояльности. Римский наместник Флакий, стремясь продемонстрировать Калигуле свою преданность, не останавливал греков, нападавших на евреев. Когда он упразднил гражданские права евреев, александрийская община направила своих представителей к императору, прося его о защите. Эту делегацию возглавлял еврейский философ Филон, прославившийся в греческих кругах выдающимся умом и обширными познаниями. Греки также направили к императору своих посланцев, и в их числе — писателя Апиона, известного антисемита, распространявшего о евреях всякого рода небылицы под видом «научных исследований». Калигула не прислушался к жалобам евреев. К счастью, вскоре он был убит, и его место занял император Клавдий, возвративший евреям Египта все их права.

Когда в Иудее началась война, местные греки снова напали на александрийских евреев и убили пятьдесят тысяч человек. После окончания войны в Иудее множество евреев-беженцев прибыло в Египет. Римляне потребовали от беженцев присягнуть императору. Когда евреи отказались это сделать, их попросту уничтожили. Часть беженцев попала в Верхний Египет, где попыталась поднять своих соплеменников на восстание против римлян. Чтобы лишить египетских евреев их духовного центра, император Веспасиан приказал закрыть Храм Хоньо.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»