Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли наказание за нехорошие мысли?

Темы: Мысли, Йецер а-ра, Испытание, Награда и наказание, Свобода выбора, Самосовершенствование, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Здравствуйте! Наказывает ли нас Всевышний за нехорошие мысли, которые приходят к нам случайно? Если начинаем представлять? Как к этому относиться? Должны ли мы делать Тшуву (раскаиваться) каждый раз? Спасибо! N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Представляется, что ответ на Ваш вопрос содержится в комментарии рава Шимшона-Рефаэля Гирша[i] на Пятикнижие (Берешит 6:5). Он объясняет, чем является пресловутый йецер а-ра — «дурное начало»: это на самом деле не какая-то отдельная сила, влияющая на человека. Нет, слово йецер означает «продукт» (от корня йуд-цади-рэйш, смысл которого — «создавать», «производить») мыслей человека — то, что приходит ему на ум. Хорошие идеи или плохие, в зависимости от качеств характера самого человека. После чего у него остается свобода выбора: последовать пришедшей в голову идее или отвергнуть ее.

Если так, нехорошие мысли, которые приходят к нам в голову, — это и есть йецер а-ра! Оно самое. А значит, за само его появление мы наказание не получаем. Оно и логично: мысли ведь могут приходить «сами», не спрашивая нас, неужели всё равно нас накажут за них?

Нет, за само их появление не накажут, об этом можем не беспокоиться. Но можем и должны беспокоиться о следующем этапе — нашей реакции на их возникновение. Ведь вся суть и цель «встречи» с йецер а-ра — испытание для нас. Пришла в голову нехорошая мысль — что с ней сделаем? Решим, что круто, и последуем за ней — значит, поддались соблазну и сделали неправильный выбор, а за это уже действительно будет наказание, если не раскаемся. Или скажем (подумаем): нет, как можно! — и отвергнем. Это значит, выдержали испытание и, наоборот, получим награду.

Другое дело, что всё-таки сам факт возникновения той или иной мысли свидетельствует о характере человека и его духовном уровне. Ведь даже если кто-то, например, нас жутко раздражает или стоит на нашем пути к успеху, большинству из нас не придет в голову: «Надо бы его убить». А если кому-то такая мысль пришла, значит, даже если человек не осуществит ее, всё равно он потенциальный убийца. Сейчас воздержался — хорошо, сделал правильный выбор, получил награду. А если в следующий раз не воздержится? Слишком важна ему будет цель, на пути к достижению которой стоит этот человек, или уж слишком тот его будет раздражать. Это как злая собака на цепи: а если сорвется?

Таким образом, даже если за сами мысли не полагается наказания, это еще не значит, что можно ни о чем не волноваться. Формального раскаяния, может быть, не требуется, но определенно не помешает призадуматься о своем духовном уровне и поработать над собой.

Об этом говорит рав Деслер[ii]: чем выше уровень человека, тем выше его «точка выбора». Для «среднего» человека вопрос, убить кого-то или нет, ниже его «точки выбора»: тут выбирать нечего, даже мыслей таких нет. А что-то может быть и выше его «точки выбора», например, никогда ни на кого не повышать голоса, даже если очень раздражен. И понятно, что каждому надо работать над повышением своего уровня, чтобы в результате его «точка выбора» поднималась выше и выше и всё большее число неверных решений оставались ниже ее. Хотя в результате ему не будет полагаться награда за воздержание от убийства, поскольку это не будет стоить ему никаких усилий, он получит награду за само повышение уровня и «точки выбора».

Это особенно верно именно в отношении заповедей типа мишпатим — доступных человеческому разуму, типичным примером которых как раз является запрет убийства.

Раши[iii] (Ваикра 20:26) приводит слова мудрецов: не надо говорить: «Мне противна свинина! Не хочу надевать шаатнез (одежду из смеси шерсти и льна)!» Лучше сказать: «Хочу, но что могу поделать, Творец мне запретил!»

Однако Рамбам[iv] (Шмона Праким 8) объясняет, что так следует относиться только к хуким — заповедям, смысл которых нам естественным образом не понятен. Поэтому их надо исполнять как царский указ — и даже подчеркивать это: мол, сам бы я так не сделал, но делаю ради Царя.

Но с заповедями, постижимыми разумом, всё иначе. Если кто-то скажет: «Хочу убить этого человека, но что поделать, Б-г мне запретил!», то он, как сказано, вовсе не великий праведник. А, скорее, потенциальный убийца, злая собака, которую удерживает только «цепь». Нет, суть запрета убийства — не только не убивать, но и стать человеком, для которого убийство немыслимо. Работать над собой и, если надо, изменять свой характер, развивать любовь к людям. И цель таких заповедей — не просто добиться от нас каких-то действий или воздержания от каких-то действий, а улучшить наш характер, сделать нас хорошими людьми.

Таким образом, если, не дай Б-г, нам в голову придет мысль о действии, неприемлемом для хорошего человека, нужно не столько каяться, сколько всерьез задуматься о том, кто мы такие и кем хотим быть, и постараться развить в себе соответствующие качества. Постараться достичь уровня, на котором и мыслей таких у нас не будет.

В то же время надо понимать и правильно оценивать свои силы, и не слишком убиваться и впадать в отчаяние, если возникает впечатление, что нехороших мыслей слишком много. Мы не ангелы, а люди, мысли к нам приходят — и не всегда самые благие. И если мысль уже пришла, то прошлого не изменишь, и главное — не то, что нам пришло в голову, а — как мы на это отреагируем. Это в наших руках.

Да, уровень важно поднимать, но это, как при любом процессе роста, достигается тренировкой, упражнениями и потому обычно занимает не один день. Так что главное — не где мы сейчас находимся, а куда идем. Пусть каждый раз только один шаг, но в правильном направлении — «собирай по ягодке».

И в этом пожелаем нам всем успеха.

С уважением, Меир Мучник


[i] Раби Шимшон-Рафаэль Гирш (5568-5649 / 1808-1888) — выдающийся комментатор Писания, один из духовных лидеров евреев Европы. Знаменитый противник реформизма и ассимиляции в Германии и поборник ортодоксального иудаизма.

[ii] Раби Элияу-Элиэзер бар-Реувен-Дов Деслер (5651-5714 / 1891-1954, Белоруссия — США — Англия — Израиль) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров этического движения Мусар.

[iii] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

[iv] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше