Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Велосипед и лотерея, раввины и мальчики

Отложить Отложено

Рубрика: "Законы Талмуда применительно к нашему быту".

Один мальчик пошел в магазин (в среду, кажется) – мама послала. Взял деньги, купил что надо, принес домой. Дома раскрыли одну упаковку, смотрят – ого, а в ней, кроме покупки, лежит карточка. На карточке написано, что обладатель оной имеет право на участие в лотерее, которая состоится рядом с тем же магазином в такой-то день (в четверг, если не ошибаюсь).

Окей, сказали дома. А мальчик заявил, что раз удача сама идет в руки (на иврите получилось короче), то надо снова сбегать в магазин и купить еще раз тот же товар – и там снова, вот увидите, окажется карточка.

Домашние посмеялись, а мальчик орлом слетал в магазин – снова на мамины деньги, купил то же самое, тут же рядом с прилавком снял обертку – и обнаружил внутри точно такую же карточку с правом на участие. О, как!

Через два дня приехал грузовик от той фирмы, которая устраивает лотереи. Рабочие соорудили переносной барьер и на огороженной территории расставили оборудование, а на входе посадили сурового дядьку – чтобы билеты проверял. Тот стал пропускать внутрь людей только по лотерейным билетам, таковы, дескать, правила.

Дети сбежались со всего района. Наш мальчик явился в сопровождении большой группы болельщиков. При входе ему было сказано, что войти он может только с одним билетом в руках. Он спросил, что делать, если у человека два. Дядька ответил: пропускаем по одному – и, мол, баста, никаких разговоров.

Ну, ладно. Наш герой дал второй билет своему дружку – и оба вошли. Что он при этом сказал дружку – неважно. По поводу сего момента истории у населения бытует несколько вариантов; попробуйте решить задачу без этой информации, окей?

Итак, входят два мальчика внутрь, а с ними, кстати, третий (контрабандой). Теперь надо отоварить карточки. Делается это так. Подходишь к автомату, там что-то надо чем-то извлечь. В результате – получаешь приз или не получаешь.

Первый мальчик (тот, что ходил в магазин) играет в эту игру – и ничего у него не выходит. Второй мальчик играть не отваживается, он дает билет третьему, контрабандисту (мол, сыграй за меня), тот играет – и выигрывает велосипед!

Ага, ни больше ни меньше. Между нами, штука стоит 1400 шекелей.

И тут же третий мальчик передает этот выигранный велосипед второму (от которого получил карточку) – и тот возвращается домой победителем.

На что первый мальчик заявляет, что он дал карточку только для реализации продукта, или как это сказать в переводе на русский?

Родители второго не согласны, они считают, что велосипед принадлежит их сыну, поскольку тот утверждает, что первый сказал ему: вот, тебе карточка, играй, мол, и выигрывай.

Первый стоит, как утес на Волге: нет, нет и нет! На самом деле он лишь сказал ему: сыграй для меня.

Ну, и слезы с насморком, как положено в таких случаях. Плачут все, а одна из мам даже ругается, во как.

Двор расколот на два лагеря. Родители второго кричат первому: ты обманщик! Тот не сдается, вопит им: сами такие… Ну и т.д., можете себе сами представить, а мне лень описывать.

А теперь мой вопрос. Что будем делать? Каково решение проблемы? Не для интереса спрашиваю, а для иллюстрации реальности законов Торы.

**

Если вы думаете, что все так просто, то вам еще одна очень даже реальная история.

Один не очень крепкий в вере человек (взрослый еврей!) совершил не самый хороший в своей жизни поступок. Он украл заполненный лотерейный билет у раввина – прямо у того из кармана. Раввин заполнил билет впервые в жизни по самой простой причине: финансовое положение его ешивы было настолько плачевным, что оставалось надеяться только на чудо.

Эту историю в Израиле знают очень многие. О ней в свое время писали в газетах.

Впрочем, это была не простая кража – а скорее, кража через обмен. Герой второй истории купил карточку в киоске, заполнил ее – и подложил в карман рава, а карточку того взял себе.

На что рассчитывал? Ага, это самое интересное. Рассчитывал на то, что рав такой праведник, что ему непременно повезет.

Дальше рассказывать? Жизнь разыгрывает самые банальные детективы. Понятно, что рав выиграл по той подложенной карточке большую сумму.

И тут в раввинский суд заявился наш воришка-неудачник (по имени Шли-Мазл бен Фадиха, а некоторые говорят – бен Фашла). Сказал, что дело было так-то и так-то. Виноват, сделал подлог – украл чужую карточку. Вот она, заполнена рукой рава – сами смотрите, его почерк. А теперь, мол, я раскаиваюсь в поступке и хочу вернуть хозяину принадлежащую ему вещь, а свою вещь – выигрышную карточку – желаю получить обратно. И сила моей тшувы настолько велика, что я от своего не отступлю.

Раввины подумали над запросом и постановили: если б ты поменял тихонько две коровы, то да, можно вернуть их на свои места. Но тут дело не просто в карточке. Ибо выиграла не лотерейная карточка, а счастье, удача, мазаль рава!

И вынесли решение: обратный обмен не нужен, выигрыш остается у рава, а ты, мил-друг, иди лесом, если найдешь лес под Бней-Браком, что очень трудно, я проверял.

**

Теперь возвращаемся к мальчикам, живущим в иерусалимском дворе. Как вы думаете, что постановят раввины-судьи? Кому принадлежит выигранный велосипед? Только не говорите, что его надо вернуть магазину, с этим даже я не согласен, человек ни в чем не заинтересованный.

Ответ ниже.

Если вы думаете, что случай тривиален, – знайте, что высокий раввины уже заседают. Говорят: надо посмотреть во многих книгах. Ибо есть варианты.

Людям с крепкой волей предлагаю отключиться на время от данного поста – и пораскинуть еврейскими мозгами.

** **

Пораскинули? Вот вам краткое решение проблемы. Есть такое правило: все, что принадлежит ребенку (мальчику до 13 лет и одного дня), принадлежит его отцу. И ребенок не может приобрести ничего, что будет принадлежать ему и не принадлежать его отцу.

Методов приобретения для любого человека, согласно закону, несколько: купить вещь, найти ее (если они ничья), получить в подарок, получить в виде наследства, заработать своим трудом. Так вот, ребенок не может ничего приобрести ни одним из указанных способов. И раз все, что у него есть, принадлежит его отцу, то он не может ничего отцовского передать другому человеку ни одним из указанных способов.

Для релевантности такой передачи нужно, чтобы отец дал ему поручение или хотя бы молча согласился, когда ребенок изъявил подобное желание.

В нашем случае первый мальчик передал второму карточку для участия в лотерее. Если эта передача была сделана без ободрения отца первого мальчика – она может быть отменена, если отец заявит протест.

Обратите внимание, передача права на участие в лотерее – тоже сделка из разряда купли-продажи, в которой не могут участвовать дети без ведома своих родителей. Ибо можно предположить, что эта услуга стоит денег, пусть совсем небольших, но тем не менее.

Понятно, что не стоит взрослым вникать во все мелкие дела, которые идут на "детском рынке". Предполагается как бы молчаливое согласие отцов на "сделки", происходящие между детьми. К примеру, на перемене в хедере ребенок может меняться с друзьями завтраком или марками – и отцы вмешиваться в это не станут. Такова реальность.

Но как только дело касается больших сумм или важных для взрослого мира предметов – тут вступает в действие выше сформулированное правило: ребенок не имеет реальной силы совершить то, что называется киньян, "акт приобретения", т.е. по большому счету он не может ничего продать или купить без разрешения или приказа отца. Вернее даже, может, но на это нужна (хотя бы постфактум) санкция родителей.

Теперь про удачу. Когда мы говорим, что не лотерейный билет выигрывает, а мазаль, удача того или иного человека, это верно в случае, когда у человека есть билет. Если билета нет, удаче не на что "лечь".

Выше был приведен привет с неудачником, который подменил билет раввину. Независимо от того, каким был этот билет, удача праведника привела к тому, что билет выиграл. А поэтому выигрыш, по закону, остается за раввином.

Но если бы мы рассматривали иной случай, то все закончилось бы другим финалом. А именно: предположим, мальчики в хедере видят, что их ребе живет бедно, и решил вскладчину подарить ему заполненную карточку государственной лотереи. Отцы детей-праведников об этом не знали. Теперь допустим, ребе по каким-то странным причинам ту карточку принял. И выиграл деньги! Финал всей драмы: после выигрыша родители детей имеют право заявить свой протест – и закон будет на их стороне.

Видите, насколько отличаются оба случая? В первом еврей по имени Шли-Мазл бен Фадиха все потерял. Во втором отцам сердобольных мальчиков удалось получить приз обратно.

Другое дело, что отцы сердобольных мальчиков, скорее всего, и сами являются праведниками – и уже по своему почину могут отдать эти деньги ребе. Цдака!

Что касается нашего случая – оба мальчика, а с ними весь двор (чтоб они были нам здоровы), вот уже второй день с удовольствием гоняют на том велике по всей окрестности – полагая, что все они имеют абсолютно равные права на это транспортное средство. Но это уже – по соглашению и мирному желанию.

Добавлю, что в решении проблемы (на уровне изучения Торы, ло́мдес) участвовали – независимо друг от друга: рав Моше Ф. и рав Матитьяу Д. из иерусалимского района Рамат-Шломо.

Сегодня, говорят, дождей не будет. Только после субботы.

Теги: Мусар, Закон, Личное