Темы: Заповеди, Женщина, Муж и Жена, Будущий мир, Изучение Торы, Общение супругов
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно истолковать два изречения: 1) «Жена — это лакмусовая бумажка, жена стоит против мужа и этим помогает ему»; 2) «Не злоупотребляй разговорами с женщиной, тем более — со своей женой». Заранее благодарна за ответ. Светлана
Здравствуйте, Светлана!
Спасибо, что обратились к нам.
Вопрос первый
Формулировка «Жена — это лакмусовая бумажка и т. д.» в том виде, как Вы цитируете, в еврейской Традиции не встречается. Поэтому, строго говоря, объяснять тут нечего. Правильнее будет обратиться к той статье (уроку, лекции), где эти слова прозвучали, и понять, какую идею автор хотел до нас донести.
По всей видимости, услышанное Вами связано со стихом Торы (Берешит 2:20): «И нарек человек имена всякому скоту, и птице небесной, и всякому животному полевому; а для человека не нашел подспоры соразмерно ему». Слова «подспоры соразмерно ему» (на иврите «эзэр ке-нэгдо») требуют пояснения. Согласно простому смыслу — и так комментирует Сфорно[i] — это значит: помощь, подходящая для него, — не как остальные животные, которые не подходят для этой роли.
А мудрецы Талмуда и Мидраша толкуют эти слова следующим образом (Йевамот 63а, Берешит Рабба 17:3, приводится у Раши[ii] в комментарии к этому стиху): «Удостоился )человек) — (жена) в помощь ему, не удостоился — против него» («ке-нэгдо» имеет несколько значений, в том числе значение «против»).
Эти слова Раши поясняет так (Эрувин 54 б, приводится в примечаниях раби Йешаи Пика[iii] к Йевамот 63а): «Удостоился (заха) — если есть у него удача, счастливая судьба, мазаль тов (буквально: «хорошее созвездие»).
Что это значит? Есть человек, судьба которого, т.е. его роль и предназначение в этом мире — служить Всевышнему вместе с женой, пользуясь ее помощью в изучении Торы и исполнении заповедей. Жить, как говорится, душа в душу. Это, бесспорно, мазаль тов — хорошая судьба. А есть другой, кому суждено «пройти» через этот мир в одиночестве, преодолевая препятствия, которые ставит ему жена. Он не удостоился счастливой судьбы, жена против него.
Отметим: в любом случае и хорошая судьба, и плохая дается человеку исключительно ради его блага. Всевышний в Своей великой мудрости решает, как именно каждый из нас должен служить ему: в радости или через страдания. Но оба пути могут привести, в конце концов, к награде Будущего Мира[iv].
На практике редко случается, чтобы в жизни были только радости или только страдания. Обычно мы получаем Свыше «салат», в котором и того и другого предостаточно. Так и жена не бывает мужу только «помощью» или только «противником». Как правило, нормальная среднестатистическая супруга успешно справляется с обеими ролями.
Не лишним будет привести здесь и комментарий автора книги «Хохмат Маноах»[v]: «Удостоился — заслужил, заработал своими усилиями в Торе и заповедях». Т.е. поведение жены каким-то образом связано с праведностью мужа.
Не секрет, что именно на муже лежит основная ответственность за духовно-ориентированный облик семьи. Если же он не выполняет возложенных на него обязанностей и не оправдывает надежд, то рискует получить противника в лице собственной подруги жизни.
(Стоит заметить: в наше время проблемы в семье возникают не из-за «слабенькой» праведности мужа и даже не из-за особенно плохого мазаля. В большинстве случаев настоящая причина достаточно банальна: пара просто не умеет грамотно строить отношения. Но это уже совсем другая тема).
Вопрос второй
«Не злоупотребляй разговорами с женщиной…» — это мишна в Пиркей Авот[vi] (1:5): «Раби Йосей бен-Йоханан говорил: “…и не веди праздных разговоров с женщиной, даже, как о том сказано, с собственной женой, тем более — с женой твоего ближнего”. Сказали на основании этого мудрецы: “Каждый, кто ведет праздные разговоры с женщиной, вредит себе и отвлекается от занятий Торой, и, в конце концов, окажется в Геиноме”»
Людям присуще желание поболтать. Просто так, ни о чем. Эмоциональное общение. Особенно женщинам без этого — ну никак. Ей целый день было не с кем поговорить, накопилось уже. А тут муж с работы пришел (а для чего еще он пришел, если не поболтать?), слово за слово — уже полночь. Четыре часа общались, не заметили. А от еврея требуется Тору учить, заповеди соблюдать, над собой работать. Неудивительно, что мудрецы «нервничают»: «Не веди праздных разговоров… смотри на часы: на урок сходить надо, на молитву, тебя хеврута (напарник по учебе) ждет…»
Всё должно быть в верной пропорции, точной дозировке. Никто не сказал, что нельзя говорить с женой. Наоборот, нужно и необходимо проводить время вместе (без телефона!!), гулять вдвоем, выезжать на отдых. Есть семьи, в которых супругам действительно требуется много времени на общение (часто — молодоженам). Это нормально. Столько, сколько надо для здоровых, близких отношений. Но всему свое время, поэтому и советуют мудрецы: говорите, общайтесь, только не за счет вашего Будущего Мира.
Ведь семейная пара наследует один общий удел в мире вечном. Две половинки одной души. Жалко променять бесконечное совместное наслаждение на кухонную болтовню. Заботливая жена первая выгонит мужа учить Тору.
С уважением, Нохум Желязник
[i] Раби Овадья бар-Яаков Сапорно (Сфорно; ок. 5230-5310 /ок. 1470-1550 Италия) — знаменитый комментатор Писания, выдающийся раввин.
[ii] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[iii] Раби Йешая Пик Берлин (5479-5559 / 1719-1799, Германия) — знаток еврейского Закона, глава раввинского суда, автор примечаний к Вавилонскому Талмуду, которые позже были включены в «Масорет а-Шас» (книга ссылок на параллельные места в Мишне, Тосефте и самом Талмуде).
[iv] Подробнее о человеческой судьбе см. «Как мы, евреи, смотрим на судьбу?» (Н. Ж.).
[v] «Хохмат Маноах» — книга, содержащая примечания к Вавилонскому Талмуду, а также новые прочтения и прояснение сложных мест. Автор — Маноах-Гендель бен-Шмарья (умер в 5371 / 1611, Волынь, Польша, Литва, Вена) — знаток еврейского Закона, комментатор Талмуда, грамматист, каббалист и философ.
[vi] Пиркей Авот — последний из девяти трактатов четвертого раздела Мишны, раздела Незикин («Ущербы»). Представляет собой сборник изречений танаев — мудрецов Мишны, живших между III веком до н.э. и III веком н.э.
Рав Ашер Кушнир
Лея Трахтенберг
Дов Геллер
Не причинять боль партнеру, а также делать для него что-нибудь приятное — одно из основных умений, требующихся в браке. Предотвратить трения между супругами гораздо проще, чем кажется. Надо стремиться отдавать больше, чем брать.
Эстер Гринберг,
из цикла «Женщина женщине»
Приданым являются не деньги девушки, а ее душевные качества. Примером праведной супруги является жена рабби Акивы. Она отрезала и продала свою косу для того, чтобы муж имел возможность изучать Тору. Муж и жена должны непрерывно поддерживать психологический баланс в семье.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Журнал «Мир Торы»
В первой главе Торы говорится, что Вс-вышний сотворил человека, и это творение было и мужчина, и женщина. Одно тело, которое имеет два лица.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Мира Вайсбин
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его