Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Подобно тому, как лица людей непохожи друг на друга, так различны и их мысли»Бэмидбар Рабба 21, 2

«Я» — это мое тело или моя душа?

Темы: Грех, Душа, Мидраш, Тора и психология, Суд, Молитва, Смерть, Жизнь

Отложить Отложено

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, не до конца понимаю, что такое «Я».

1) Я — это ведь душа. Но в утреннем «Благословении души» мы благодарим за душу, данную нам, и получается, что мне дали меня?..

2) А потом эту душу почему-то заберут, почему?

3) Также слышала, что душа — это силы, которые дают нам Свыше, их могут дать и могут забрать, если не пользуемся. Т.е. получается, что стабильного «Я» нет, и меня как чего-то постоянного и отдельного нет, а есть только Б-г? В «Адон Олам» про это говорится? 

4) Но как у человека возникает ощущение отделенности и независимости? Чувство «Я» — откуда оно берется?

5) Что такое наше материальное тело, как оно с душой уживается вместе? Мы — именно душа, а не тело, в которое душа приходит? Душа ведь полностью Б-гу принадлежит. А тело?

6) Как формируется душа? В «Благословении души» сказано: «Ты сотворил её, Ты сформировал её…» Можно ли сказать, что сотворенные души одинаковы у всех людей, а сформированные души у разных людей разные?

7) И ещё один вопрос, пожалуйста: можно ли сказать, что «Адон Олам» не только про создание и конец мира в глобальном масштабе рассказывает, но и про создание и конец меня, моего мира тоже? С уважением, А.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, А!

Вы задаете хороший вопрос. Давайте поисследуем.

«Я» — это мое тело или моя душа?

Итак, с одной стороны, мы, вроде бы, говорим, что главное в нас — душа. Тело — всего лишь ее оболочка в этом физическом мире, «скафандр». Тело смертно, но душа вечна. Значит, «я» — это моя душа. Но, с другой стороны, действительно, говорится о том, что душу у нас заберут, или что «отдадим» ее.

Мертвый человек — это «он сам» или только «его тело», а сам он уже «ушел»? А ведь мы пользуемся обоими подходами, хотя они, вроде бы, противоречат друг другу. Хороним «человека», отдаем «ему» последние почести, бережно обращаясь, значит, это тело — «он»? Ведь если «он» — уже ушедшая душа, то тело — всего лишь оставшийся после него «скафандр», неодушевленный предмет, и какой смысл во всех этих церемониях, похоронах, надгробиях? Зачем так стараться забирать тела павших солдат с поля боя, а то и из рук противника, часто в обмен на живых террористов? Израиль нередко передает в обмен на тело одного солдата многих террористов-заключенных. (Почему один мертвый еврей «стоит» многих живых палестинцев-террористов — вопрос к ним).

Приведем мидраш (Ваикра Рабба 4:5). Который, в свою очередь, приводит притчу: два сторожа царского сада надумали злоупотребить служебным положением и полакомиться плодами. Но один был слепой, а другой хромой. Что сделали? Хромой сел верхом на слепого, и так они смогли дойти до деревьев и сорвать плоды. Когда царь потребовал их к ответу, каждый доказывал, что он не мог съесть: я же хромой, как бы дошел? Я же слепой, как бы увидел деревья и плоды? Но царь приказал хромому сесть верхом на слепого и сказал: вот как вы это сделали вместе! И так, вместе, я вас и буду судить.

Вот и тело с душой так. Душа говорит: это тело грешило, а не я: ведь, отделившись после смерти, я сама по себе, чистая, витаю в Небесах! А тело говорит: это душа грешила, а не я — ведь без нее я валяюсь на земле бездвижный, как камень! Что сделает Б-г? Вновь соединит их и так, вместе, будет судить.

Получается, что человек — действительно сложное существо и состоит из обоих этих компонентов, тела и души! Каждый из компонентов имеет свою «субъектность», но только вместе они составляют «человека». Который может выполнять или нарушать заповеди, и за это «его» будут судить в этом же состоянии совмещения тела и души.

Другими словами, ощущать свое «я» нам следует просто — так, как оно естественным образом ощущается! «Я» — это и мое тело, и моя душа. Голова, руки, ноги — и характер, чувства, эмоции, мысли. Вот Б-г и создал человека так, что, даже не задумываясь, он себя так ощущает.

И потому ощущает также, что «я» должен быть достойным человеком и не грешить. Именно в этом, как представляется, и состоит урок мидраша. Ведь не только после смерти, но и при жизни можно было бы думать: «я» — это моя душа. Я ведь ощущаю себя хорошим и добрым — а это потому, что душа чиста! А соблазны — это тело! Так доставлю телу удовольствие, это оно будет грешить, а сам «я» (душа) останусь чистым! Не пройдет, говорит Б-г: тело — это тоже часть «тебя» вместе с душой, и судить буду «тебя» как единое целое. Поэтому Он также дал человеку чувство, что не «тело хочет», а «я хочу». Ну, очень мне этого хочется!!! Это «я» подвергаюсь соблазну и испытанию, и на мне — ответственность сделать правильный выбор.

В то же время очевидно, что душа и тело имеют каждый свою «субъектность» и по отдельности. Но всё равно не как совершенно отдельные и независимые друг от друга субъекты, а как «представители» одной субъектности — того самого человека. Поэтому с душой что-то происходит после смерти в результате того, что «она сделала» при жизни, а телу «отдают последние почести» и хоронят как «его», того самого человека.

Как могут они оба по отдельности быть «тем человеком»? При жизни, будучи их совмещением, нам этого, похоже, не дано понять — и не надо. Сейчас нам надо воспринимать себя именно как просто «человека», у которого есть и тело, и душа. А чем будет потом каждый из этих компонентов и что будет ощущать — потом и выяснится. (Хотя то, что тело покойного — это «он» сам, тоже по-простому воспринимается теми, кто продолжает жить, — это чувство Б-г дал им, чтобы бережно отнеслись к его телу и с почестями похоронили).

Еще может помочь пониманию такой пример: у страны два соправителя, «тандем» или, скажем, президент и вице-президент. Или вместо последнего просто член высшего руководства, который принимает участие в решениях. Первый едет в одно место, второй — в другое, и каждого встречают как представителя «власти» (или всей той страны, если дело происходит за границей) и чествуют или, наоборот, спрашивают с него, выясняют, почему его страна поступила так-то и так-то. Получается, каждый по отдельности представляет «власть», которая «состоит» из них обоих. Здесь понятно, что каждый, хотя и сам по себе субъект, одновременно является частью другого общего субъекта — «власти». Как может она быть субъектом, не будучи на практике одним лицом? Вроде бы, не совсем понятно, но на практике люди вполне спокойно говорят о «власти» как о субъекте, так ее воспринимая.

Вот и человек — это «власть» над собой, ответственность. И за всё, что делают все его «компоненты», спросят с «него».

Нестабильное «я»?

Вы также слышали, что «душа — это силы, которые дают нам Свыше, их могут дать и могут забрать, если не пользуемся. Т.е. получается, что стабильного «Я» нет, и меня как чего-то постоянного и отдельного нет…»

То, что силы нам дают Свыше и могут забрать, если не пользуемся, — это, конечно, так. Означает ли это, что стабильного «я» нет?

Задумаемся: ведь тело тоже дал Б-г, пусть и «сформировал из земли». И тоже может отнять руку или ногу, или просто какую-то важную функцию. И что, значит, стабильного «я» нет? Даже если не верить в душу, это вопрос, верно?

Более того, в любом случае надо признать очевидный факт: со временем человек меняется. В пять лет, в пятнадцать, в двадцать пять, в пятьдесят пять и в восемьдесят пять — это тот же человек или другой? Ведь всё в нем изменилось: и характер, и роль в жизни, и внешний вид. «Он» — это тот молодой блондин или брюнет с гладкой кожей, которого мы видим на одной фотографии, или седой старик с морщинами, которого видим на другой?

Тот ребенок, который сделал такую глупость, — это был я?! Нет, теперь я другой, такое мне и в голову не придет! Да и то, что я думал и говорил в прошлом году, как теперь вижу, было не очень умно. И музыка, которая понравилась и показалась такой вдохновенной, — что в ней тогда нашел? Теперь не пойму! Впрочем, судя по опыту, то, что я делаю и люблю сейчас, вполне возможно,  потом найду столь же невзрослым.

Вот ведь какое «нестабильное я» получается!

И в то же время… как часто замечаем, что «каким ты был, таким остался». Некоторые базовые черты характера остаются теми же. И внешности тоже. Да, фото молодого и пожилого человека разные — но видно, что это тот же человек! Пусть и… не совсем тот.

Без руки или ноги, если, не дай Б-г, такое случилось, — тоже не совсем тот, и дело не только во внешности: если до потери ноги был бегуном, придется сменить призвание (да, можно с протезом, но понятно, что это уже не совсем то). Да и на характер такие изменения обычно влияют, причем нередко у человека есть выбор — в какую именно сторону.

Да и все изменения в жизни, все смены этапов — это новые обстоятельства, новая роль и — новые инструменты, данные для ее выполнения. Как физические силы, так и душевные. По сути — новая жизнь. Которую, получается, живет… новый человек. Другой!

Но тогда зададим тот же вопрос из мидраша: как же судить человека на одном этапе жизни за его поступки на другом этапе? То был молодой дурак, а теперешний я совсем другой и не поступил бы так! Это тогда у меня была такая душа, а теперь я без нее — или без того тела!

Ответ, должно быть, тот же: финальный суд будет потом, и тогда Б-г объединит всё вместе! Ибо «человек», его «я» — это не просто те или иные компоненты, физические или духовные, а всё это вместе как единое целое. Как такое может быть? Этого нам сейчас, похоже, не понять. Даже если говорить о душе в отдельности. Ведь сказано, что она — «частица Б-га Свыше». Значит, до конца нам ее сущность не понять — как не понять сущность Самого Б-га. Тем более — сущность души как совокупности всех ее разных состояний и сил. И в целом человека как совокупности тела и души — и их состояний на разных этапах жизни.

Разве что, опять же, на примере «власти»: кто-то может из нее уходить, а кто-то приходить, постепенно весь состав правительства или более широкой правящей элиты меняется, но это остается «та же власть» или «тот же режим». Хотя по прошествии времени может оказаться уже не совсем тот. Эволюционировать. А если какие-то революционные сдвиги, то вдруг полностью может измениться. А «страна» тогда та же или другая? Она и чисто физически, то бишь географически, может потерять «руку» или «ногу», ту или иную территорию. Изменить свою форму на карте. В течение истории практически все страны таким образом менялись. И оставались теми же, да не совсем. А сейчас прямо на наших глазах меняются Россия и Украина: итоговые формы на карте напрямую зависят от исхода борьбы, но в любом случае они обе станут другими — хотя бы по характеру и роли в мире. Но и во многом теми же…

Разные души, одинаковые возможности

Можно ли сказать, что сотворенные души одинаковы у всех людей, а сформированные души у разных людей разные?

Если душа — это характер, качества и силы, они все-таки изначально разные: у каждого человека свои, в соответствии с его ролью. У одного храбрость, у другого осторожность, потому что первому предстоит стать полицейским, а второму нет, зато у него, может быть, научный склад ума, потому что это его путь.

Но можно сказать так: у всех людей одинаковые возможности для формирования и применения качеств своей души. Каждому даны его качества как инструменты, и он обладает свободой выбора, как их использовать.

Наконец, относительно «Адон Олам». Это поэтическое прославление Б-га и выражение упования на Него[i], но не знаю, насколько можно в точности вывести из слов этого прекрасного пиюта концепции о человеческой душе. В целом молитвы обычно создавали не столько для того, чтобы передать какие-то интеллектуальные и структурные определения, сколько для выражения глубоких и искренних эмоций, чтобы излить душу Б-гу и сблизиться с Ним. Таков и пиют «Адон Олам».

Но мудрецы называют человека «маленьким миром» и, действительно, существует множество параллелей между человеком и миром. Так что, возможно, и история их существования, от создания до конца, может быть сопоставлена. Но это уже отдельная и непростая тема.

А сейчас пожелаю всего наилучшего просто Вам!

С уважением, Меир Мучник:

 

[i] Поэтическая молитва (пиют, гимн). Традиция относит эту молитву к 11 веку и считает ее автором рава Шломо ибн-Гвироля. Перевод: «Властелин Вселенной, Который царствовал еще до сотворения мира, с момента сотворения мира Его начали называть Царем. И после конца света Он, Грозный, один останется Царем. Ведь Он был, Он есть, и Он пребудет вечно в Своем великолепии. Он Один, и нет другого, способного сравниться бы с Ним. Нет Ему ни начала, ни конца, у Него сила и власть. Он — Бог мой и живой Избавитель, оплот судьбы моей в час беды. Он — знамя мое и прибежище, убежище и чаша моя в день, когда к Нему взываю. Руке Его я вручаю душу свою перед сном и по пробуждении, а вместе с душой — тело мое. Господь со мной, и я не убоюсь».

 

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше