Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Называть ли ребенка в честь дедушки, если тот прохладно относился к религии?

Темы: Грех, Заповеди, Наши родители, Почитание родителей, Праведники, Цари Израиля, Обычаи

Отложить Отложено

Барух а-Шем, у нас родился долгожданный сын. Скоро брит (обрезание), мы очень рады. Однако есть небольшая проблема: родители жены настаивают, чтобы мы назвали сына в честь дедушки жены, который недавно умер. Само по себе имя нам нравится, но только дело в том, что покойный дедушка был не совсем соблюдающим человеком и довольно прохладно относился к религии. Мы опасаемся, что, если назовем сына его именем, то это будет нехорошо для сына. Что вы посоветуете? Ури

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Ури,

Поздравляем с рождением сына, мазаль тов!

В своем вопросе Вы затрагиваете очень деликатную тему. О том, какие существуют обычаи, как называть детей, есть много материалов у нас на сайте. Действительно, есть такой обычай — называть новорожденного в честь умершего родственника. С другой стороны, имя и личность человека, в честь, которого называют, оказывает на ребенка определенное влияние. Поэтому Ваш вопрос весьма актуален.

Известно: если родители просят нас сделать что-то, противоречащее законам Торы и мудрецов, мы не обязаны выполнять такую просьбу. Однако в данном случае речь идет не о законе, а об обычаях, поэтому, возможно, стоит попробовать найти компромисс, чтобы учесть пожелание родителей, тем более, как Вы пишете, для них это очень важно.

Талмуд (Шабат 12 б) упоминает человека по имени Шевна. Тосафот[i] задаются вопросом: как могли дать такое имя обычному человеку? Ведь Шевна — это имя известного злодея[ii], а Талмуд (Йома 38 б) говорит, что нельзя называть детей в честь людей неправедных, как сказано в Мишлей (10:7): «Память праведника благословенна, а имя нечестивых сгниет». Тосафот предлагают два объяснения.

— Рабейну Там[iii] говорит, что здесь есть небольшая неточность и на самом деле речь идет о человеке не по имени Шевна, а по имени Шехна, а Шехна — имя праведника.

— Ри[iv] говорит, что имя написано верно и человека действительно звали Шевна. Просто, кроме известного злодея Шевны, был и другой Шевна — праведник. И, возможно, человека, о котором упоминается в Талмуде, назвали в честь Шевны-праведника. Тосафот говорят: по той же логике, если найдется неправедный человек по имени Авраам, это вовсе не будет означать, что отныне нельзя называть детей Авраамами, — ведь так звали нашего праотца.

Поэтому, принимая по внимание чувства родителей, можно предложить такой выход из ситуации: назвать ребенка именем дедушки, но иметь в виду другого человека с таким именем, праведника, у которого не было проблем с соблюдением мицвот (заповедей, данных евреям). Наш учитель рав Бен-Цион Зильбер говорит, что в подобных ситуациях такой совет давал рав Яаков-Исраэль Каневский (Стайплер)[v].

Да будет воля Всевышнего, чтобы рождение сына принесло в Ваш дом много радости и мира.

С уважением, Яков Шуб


[i] Термин «Тосафот» буквально означает «дополнения». Под этим названием объединены обширные комментарии практически на все трактаты Талмуда, составленные плеядой знаменитых еврейских ученых 12-14 веков, главным образом — из Франции и Германии. Отталкиваясь от классического комментария Раши, они как бы продолжают и расширяют его.

[ii] Шевна — министр финансов праведного царя Хизкияу (Хизкии —  3174-3228/ 586-532 до н. э.), замышлявший предательство: он собрал единомышленников и вступил в тайную переписку с Санхеривом, осаждавшим Иерусалим. Шевна посылал ему стрелы с записками, где писал, что жители города согласны на все условия Санхерива, а против — один только Хизкияу. Об истории Шевны см. Млахим II 18, Йешая 22 и 37, Санхедрин 26а.

[iii] Рабейну Там (ок. 4860-4931 / ок. 1100-1171) — раби Яаков бар-Меир, глава поколения мудрецов Франции, величайший из авторов комментария Тосафот, внук Раши. Прозвище «Там» — «прямой», которое получил раби Яаков, призвано напоминать о том, как был назван в Торе праотец Яаков (Берешит 25:27).

[iv] Раби Ицхак бар-Шмуэль (Ри а-Закен; умер ок. 4950 / 1190) — один из величайших авторов комментария Тосафот, глава поколения мудрецов Франции.

[v] Рав Исраэль бар-Хаим-Перец Каневский (Стайплер; 5659-5745 / 1899-1985; Белоруссия — Эрец-Исраэль) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения. Был родом из украинского городка Горностапле (Горностаевки), откуда и родилось прозвище «Стайплер» (т. е. «из Стайпля»). Автор знаменитого труда «Кеилот Яаков». Отец Рава Хаима Каневского, одного из духовных лидеров нашего поколения.

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.