Темы: Предназначение, Смысл жизни, Сотворение мира, Суббота, Работа, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДоброго всем дня. Возник такой вопрос.
Вот Всевышний создал мир за 6 дней, потом на 7-ой покоился. А вот сейчас — что Он делает? У него вечный Шаббат? Да ведь не сказано, что завершился 7-ой день (настал вечер, настало утро)! В общем, что сейчас Б-г делает?
Всем всех благ в материальности и в духовности. Барух
Здравствуйте, Барух!
Вы задаете интересный вопрос.
Вспомнилось, как пересказывал историю Сотворения мира один из моих сыновей, когда был маленьким. Его спросили: а что Б-г делал в седьмой день? И он ответил: скучал!
Ну да, потому что вроде бы сделал дело — и что теперь?
И, как Вы более глобально замечаете, вопрос не только о седьмом дне, а о каждом дне с тех пор, обо всех этих тысячелетиях.
Прежде всего, созданный Б-гом мир не статичен, а находится в постоянном движении и развитии. Как, например, железнодорожная станция. Спроектировали ее, построили, вот все пути, платформы, вот поезда, вот здание вокзала, кассы. Проектировщики и строители могут уходить. Но если при этом всё созданное ими продолжает стоять на месте, от станции мало толку. Поезда должны прибывать и отправляться, пассажиры — покупать билеты и садиться на поезда. Поэтому нужно, чтобы кто-то организовывал все эти процессы и постоянно управлял ими.
Или, если говорить о человеке, его, конечно, для начала надо родить, но если после этого он только сидит на месте, уставившись в потолок, то его бытие немногим лучше небытия. Его надо вырастить, воспитать, приучить к какому-то труду, придать его жизни направление и смысл. Это неотъемлемая часть миссии родителей.
Этим Б-г и занимается в масштабах всего мира. Его не всегда видно за всеми процессами? Родители тоже не ведут детей за руку каждую секунду. И станция, казалось бы, функционирует «сама по себе», начальника обычно не видно. Но мы-то с вами понимаем…
Так что Б-гу точно не скучно.
Более того, по словам мудрецов, даже само творение вовсе не завершилось после семи дней. Нет, Б-г постоянно, каждый день и каждый миг обновляет мир, то есть творит его заново. Ибо в каждое мгновение мир — другой. Свежий, неповторимый. Специально созданный.
Тем более что, как известно, в ходе истории мир постоянно меняется. Мир, в котором мы живем, разительно отличается не только от того, что был века два назад (не говоря уже — тысячелетия два назад), но даже от того, что был года два назад, до ковида. Да, бывают такие резкие сдвиги, но есть и более медленные процессы. И, в конечном счете, каждый процесс состоит из изменений при переходе из одного мгновения в другое, как каждый путь, даже самый дальний, состоит из пройденных сантиметров и миллиметров.
Хорошо всё это звучит?
Надеюсь, что да, но на самом деле вопрос можно поставить так, что всё сказанное уже не поможет! А именно:
Положим, все последние тысячелетия Б-г занимается сотворением мира и управлением им.
А что Он делал до этого?
Он же вечный. Чем же занимался всю эту вечность минус неважно сколько лет?
Если честно, то полноценного ответа мы в этой жизни получить не можем. Ибо не можем постичь ни вечность, ни истинную сущность Б-га. По человеческим понятиям Ему действительно ничего больше не оставалось, кроме как «сидеть на месте, уставившись в потолок». Но одно всё-таки можем понять — что вовсе не так существует в вечности Б-г.
А также, если не полностью понять, то хотя бы предложить идею: поскольку Б-г идеален и самодостаточен, для Него само существование — это идеальное состояние. Для человека — нет, потому что он не идеален и вся цель его существования — стремиться к идеалу, что-то делать, достигать. И, пока не достиг, его существование неполноценно, ему чего-то не хватает.
Но для того, кто уже идеален, само существование полноценно и осмысленно. Как завершенная картина должна просто висеть на стене — в этом смысл ее существования.
Да — в отличие от упомянутой железнодорожной станции, которая не должна быть статичной. Ведь назначение станции — служить людям, еще не достигшим идеала и потому куда-то стремящимся. Она помогает им добираться до цели. Но если цель достигнута, то действительно уже некуда идти.
Поэтому, возможно, неслучайно, когда речь идет о цели Б-га в этом мире, мы говорим о Его пребывании здесь. О Шхине, Его присутствии. Для нас само пребывание, присутствие где-то бессмысленно, если при этом нет никакого дела. Поэтому Б-г создал для нас чувство скуки, которое напоминает нам: нельзя просто так сидеть, надо что-то делать, найти занятие! Но для Б-га смысл — в самом пребывании и присутствии.
Да, это совершенно другое состояние, неведомое нам, людям, созданным в этом мире несовершенными и получивших «задание» стремиться к совершенству. Но у Б-га, Который уже совершенен, по определению — совершенно иной тип существования, состояния. По-настоящему постичь это мы не можем, но в одном можем быть уверены: Ему никогда не скучно!
С уважением, Меир Мучник
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Натан Агрес
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Мирьям Климовская
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Появление животных
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его