Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто такой Люцифер?

Темы: Иудаизм и Христианство, Дурное начало, Йецер а-ра, Сатан, Добро и Зло, Ангел, Адам

Отложить Отложено

Здравствуйте! Не могли бы Вы изложить Ваше мнение по поводу Люцифера: архангел ли он и почему, будучи несущим свет, был низвергнут и считается олицетворением зла? Или я ошибаюсь и Люцифер как несущий свет (возможно, это свет знания, в какой-то мере запретного, отчего и впал в немилость) — вовсе не был злодеем? Спасибо. N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

С точки зрения Торы, с Люцифером — в смысле, персонажем, которого называют этим именем и считают «падшим ангелом», — всё просто: его нет. Это христианское «изобретение».

Откуда оно взялось? От неправильного толкования стиха в Книге Йешаяу (14:12). Речь там идет о вавилонском царе Невухаднецаре (Навуходоносоре), которому предстоит разрушить Первый Храм и увести евреев в первое изгнание. Пророк предрекает его падение: «Как пал ты с неба, утренняя звезда, сын зари, низвержен на землю, вершитель судеб народов!» Согласно комментариям, «утренняя звезда» — это Венера. Ее же называли «Люцифером» («несущим свет») римляне. И Невухаднецар ей уподобляется потому, что изначально, как она, ярко сиял, а потом угас.

Вот и всё. И ни о каком ином персонаже, связанном со «светом», тут речь не идет.

И только много веков спустя, после возникновения христианства и его отклонения от изначального аутентичного иудаизма, некоторые христианские теологи начали толковать эти слова как относящиеся к дьяволу. Да и то не все и далеко не сразу — настолько это было безосновательно.

И имя «Люцифер» не сразу стали с ним ассоциировать, а то действительно плохо стыковалось со значением «несущий свет». Поэтому изначально этим титулом величали тех, кого считали праведными и святыми. И только к позднему средневековью, т.е. более чем через 1000 лет после возникновения христианства, слово «Люцифер» стало равнозначным «сатане». И пришлось истолковать значение «несущий свет» как изначальное состояние этого существа, уровень, с которого он, значит, упал, после чего стал «падшим ангелом». А из христианства это понятие перекочевало и в популярную и «околорелигиозную» литературу.

Но в иудаизме, как сказано, такого персонажа нет. Более того, даже дьявола — неважно, как его называть, — на самом деле нет как отдельного, независимого персонажа, противопоставляющего себя Б-гу. А слово Сатан обозначает одну из сил, посредством которых Б-г управляет миром (они также известны как «ангелы»), только силу разрушения, иногда она тоже нужна.

Впрочем, само понятие «падшего ангела», возможно, тоже является искажением изначального понятия — о падшем человеке. Ведь, согласно Торе, Адам в Ган-Эдене (раю) представлял собой чистое добро, без примесей зла. Но в результате греха к его душе было примешано зло, и это привело к его падению с высшей духовной ступени. Потом это повторилось уже с еврейским народом: при даровании Торы евреи вновь достигли уровня Адама до греха и избавились от примеси зла, дурного начала, обрели бессмертие. Но потом опять скатились в результате греха Золотого тельца. И об этом сказано в Тэилим (Псалмах Давида; 82:6-7): «Сказал Я: ангелы вы и сыновья Всевышнего все вы. Однако, как человек (Адам), умрете и, как любой сановник, упадете». Это значит: при Синайском откровении Б-г констатировал, что евреи стали, подобно ангелам, свободными от нечистоты и смерти. Но в конечном итоге они умрут, подобно Адаму, ибо не удержались на высоком духовном уровне, как в свое время он.

Здесь человек, достигший высшего духовного уровня — сначала Адам, потом весь еврейский народ, — называется «ангелом». Который, значит, потом пал. Да, это может произойти с человеком, даже весьма праведным и «излучающим свет». (Адам и Хава до греха имели кожу, которая сияла и сверкала, как рыцарские доспехи).

Но, что важно отметить, при этом он не становится навсегда «падшим ангелом», персонажем по самой своей сущности «темным» и ассоциирующимся со злом (каким явно представляется некоторым «дьявол»). Нет, ему дается шанс раскаяться и вновь подняться на достаточно высокий уровень. Именно это сделали и Адам, и евреи после греха тельца.

Таким образом, перед нами пример распространенного феномена: изначальные еврейские понятия были переняты другими религиями, но при этом искажены, в результате чего приобрели во многом иной смысл, не подразумевавшийся Торой.

Порадуемся же своему знакомству с первоисточником и будем ему следовать.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца. Читать дальше