Темы: Зависть, Смысл жизни, Деньги, Депрессия, Работа, Самооценка, Заслуги, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныХотелось бы поделиться. Я смотрю на себя, и мне кажется, что со мной что-то не так. Многие друзья уже женились, некоторые даже имеют детей. Сокурсники, с которыми я учился, в большинстве своем устроились лучше, чем я. Я тоже, конечно работаю, и, в принципе, мне хватает, но всё же есть чувство неудовлетворенности. Не подумайте, это не зависть, просто даже не знаю, как объяснить это чувство. Спасибо, если ответите. Давид
Уважаемый Давид,
Большое спасибо, что обратились к нам. Вы отмечаете очень интересное явление и — шире — тенденцию: в современном мире человек склонен постоянно сравнивать себя с другими. Так что Вы не одиноки в своих чувствах. С одной стороны, соревновательный момент может создавать мотивацию продвигаться и расти. Однако, с другой стороны, по оценке современных психологов, одна из наиболее распространенных причин депрессии и других проблем с психикой — это недовольство своим положением по отношению к другим. Человек находится в постоянной гонке, чтобы не оказаться хуже, чем его товарищи.
Социальные сети только способствуют этому: если кто-то выставил фото, например, с курорта, обычная реакция: я тоже должен туда поехать; кто-то выставил фото детей и жены, реакция — а почему моя жена и дети не такие? Известны случаи, когда внутреннее недовольство собой и своим положением в сравнение с другими накапливалось до такой степени, что человек оказывался на грани самоубийства.
Обычно, чтобы успокоить, человеку говорят, что всё это — только красивая картинка, а на самом деле у каждого есть свои проблемы и трудности. Просто о своем «скелете в шкафу» люди стараются не сильно распространяться, поэтому и возникает ощущение, что у других всё хорошо. Хотя отчасти это верно, в иудаизме существует особый подход к данному вопросу — подход, который кардинально меняет весь фокус проблемы.
Так, Мидраш Рабба (Ваишлах 77:1) сравнивает качества нашего праотца Яакова с качествами Творца. Сказано (Берешит 32:25): «И остался Яаков один». И о Всевышнем сказано, что Он будет один (Йешаяу 2:17): «И унижена будет гордость человеческая, и поникнет надменность людей; и возвеличен будет один только Господь в тот день».
Легендарный педагог рав Йерухам Лейбович[i] отмечает, что не следует понимать сказанное о Яакове буквально — остался в одиночестве: ведь тогда неясно, в чём же здесь особое величие Яакова. Рав Йерухам поясняет: слово «один» (левадо) в данном контексте следует понимать как независимость, самодостаточность.
Теперь становится ясен глубокий смысл этого мидраша: Всевышний самодостаточен и не зависит от других созданий. Яаков сумел развить в себе качество самодостаточности, которое, в конечном счете, позволило ему одолеть боровшегося с ним ангела — ангела-покровителя Эйсава. Иными словами, мидраш восхваляет Яакова за то, что он смог стать независимым самодостаточным человеком, имеющим свои ценности и убеждения и готовым постоять за них.
Развивая эту идею, рав Йерухам цитирует известную мишну в Пиркей Авот[ii] (4:1): «Кто силен? Тот, кто обуздывает свои страсти... Кто богат? Тот, кто доволен своей участью…» На первый взгляд, сильный — это тот, кто может одолеть других. Но сказано, что на самом деле сила зависит от того, может ли человек преодолеть себя. Так и богатство измеряется не тем, сколько у человека имущества по сравнению с другими, а тем, насколько он умеет ценить то, что у него есть.
Поэтому неслучайно праотец Яаков собрал своих сыновей перед смертью. Он благословил их — причем не всех вместе и благословения не были одинаковыми. Яаков, который, как упоминалось, познал тайну противостояния Эйсаву, понимал, что успешное существование евреев в этом мире возможно, только если каждый выполняет свою отдельную задачу — в соответствии с теми качествами, которыми его наделил Творец. Поэтому каждый из сыновей Яакова получил отдельное, особое благословение, которое «работает» только для него.
Существует известное высказывание: когда человек предстанет перед Небесным судом, его не спросят, почему он не стал таким, как, например, раби Акива Эйгер или Хафец Хаим. Его спросят, почему он не стал самим собой. Иным словами, Всевышний оценивает нас не в сравнении с другими людьми, а в соответствии с тем, как каждый из нас смог реализовать свой потенциал.
Каждый из нас получил особые таланты, качества и способности, и наша задача — сконцентрироваться на том, чтобы максимально использовать их в служении Творцу. В Его глазах менее успешный человек, который, тем не менее, смог максимально реализовать свой потенциал, выше, чем успешный, не сумевший реализовать его полностью.
Поэтому в первую очередь важно приложить усилия, чтобы понять самих себя, какие сильные и слабые стороны есть у нас самих. А затем в соответствии с этим работать над собой, чтобы максимально развить положительные, полезные качества и обуздать вредные. Возможно, такой подход поможет Вам взглянуть на жизнь по-другому.
С уважением, Яков Шуб
[i] Раби Йерухам а-Леви Лейбович из Мира (5635-5696 /1875-1936, Кельм, Радин, Мир) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров движения Мусар.
[ii] Пиркей Авот — последний из девяти трактатов четвертого раздела Мишны, раздела Незикин («Ущербы»). Представляет собой сборник изречений танаев — мудрецов Мишны, живших между 3 веком до н.э. и 3 веком н.э. Основное содержание — этическое учение. В Талмуде (Бава Кама 30а) сказано: «Тому, кто хочет быть праведником, надо поступать согласно трактату Авот».
Рав Натан Агрес
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Гитель Итахова
Мирьям Климовская
Я должна постоянно ее контролировать? Я черствая, что этого не делаю?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Это всё должно было быть моим, но по недоразумению досталось ему...
Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
Отвыкнуть от привычного нарушения невероятно трудно, и величина усилия, необходимого для искоренения привычки, соответствует величине нарушения…
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Мирьям Климовская
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его