Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему благословения получают те, кому нет дела до Творца?

Темы: Страдания, Награда и наказание, Предназначение, Моше, Заповеди, Раби Акива, Праведники, Добро и Зло

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины! Прошу, объясните мне, пожалуйста: вот в Торе написано, что если мы будем соблюдать заповеди Б-га, то нас будет ждать благословение от Него. И там перечисляется, какие. От Самого Творца эти обещания. А если же нет, то ждите проклятия, так? И вот я думаю: почему в жизни всё наоборот?

Вот мы с мужем соблюдаем субботу, стараемся жить по Его заповедям — и при этом мы не видим благословений, о которых Он говорил.

Вот у нас нет дома и, вообще, много в жизни помех и сложностей, а вокруг нас живут люди, которым дела нет до Него и Его заповедей, — и при этом мы видим, как они получают от Него те самые благословения, которые Он обещал тем, кто будет соблюдать. Как это понимать?

Я не завидую этим людям, и хвала Ему вечная за то, что мы имеем то, что имеем. Но тут просто интерес: вот как так? Почему получается наоборот: те, кто соблюдает, — мы унижены и обделены, они же расцветают, хотя многие из них — злые люди, делающие мерзости против Него. Просто интересно, почему такое расхождение. Спасибо вам! N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Прежде всего, очень хорошо, что вы с мужем соблюдаете субботу и стараетесь жить по заповедям Б-га. От этого вы, так или иначе, только выиграете.

Далее. Вы ощущаете, что не получаете благословения в той же мере, что и окружающие вас люди, хотя многие из них — нечестивые.

Начнем с того, что никто не может судить о духовном уровне и праведности других людей. У каждого свой уровень и свои испытания, соответствующие этому уровню. Бандит, смиловавшийся над очередной жертвой, возможно, заработал большую награду, чем праведник, который на кого-то не накричал, если первому это стоило бОльших усилий.

Многие действия людей скрыты от посторонних взоров, и, в любом случае, только Б-гу известно, что творится у них в душе. Поэтому однозначно говорить, что нас окружают люди, менее угодные Б-гу, мы не можем. Наше дело — волноваться о своей угодности Б-гу, о своем уровне и испытаниях.

Далее, благословения — тоже вещь неоднозначная. Как известно, «чужое печенье слаще», нам часто кажется, что кому-то живется лучше нас, но это необязательно так. Если у нас нет дома, а у кого-то он есть, кто сказал, что у него нет огромных долгов, под бременем которых он еле дышит и пребывает в постоянном стрессе? А если их и нет, известно, что «богатые тоже плачут». Много может в жизни быть самых разных испытаний и неприятностей.

Некоторые из известных богачей в последнее время разводятся, обнажая явный недостаток гармонии в семейной жизни, а у вас, слава Б-гу, семья — эту «сладость печенья» не следует воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Богатство и успех нередко означают более высокие ставки — возможность высоко вознестись, но с той же высоты и упасть. Жестокая конкуренция, безумный график. Если часть успеха — известность, то с ней и потеря приватности, приставание журналистов, удушливая любовь — а то и ненависть — фанатов. Неслучайно многие знаменитости умерли рано, часто из-за наркотиков — а на них садились не от хорошей жизни.

У вас «много в жизни помех и сложностей»? Поверьте, едва ли найдете человека, о котором нельзя так сказать. Потому что на самом деле наша жизнь — это бег с препятствиями. Наша цель здесь — не почивать на лаврах, а завоевывать их, а почивать будем уже потом, в Будущем мире. Ведь, по словам мудрецов, полноценная награда в этом мире всё равно невозможна: его благ не хватит, чтобы как следует оплатить выполнение заповедей, а его бед — чтобы полноценно наказать за грехи. Поэтому всё это будет уже в мире Будущем.

А как же благословения и проклятия, о которых сказано в Торе? Рамбам[i] объясняет: они представляют собой не награду и наказание, а, соответственно, возможности и лишение их. Если человек, назначенный на должность, хорошо с ней справился и оправдал доверие, ему дают еще больше полномочий и инструментов, позволяющих сделать еще больше. А если не оправдал доверия, злоупотребил полномочиями, он их лишается. Вот и благословения Торы так: если будем выполнять заповеди и завоюем доверие, Б-г даст нам еще больше возможностей их соблюдать — в том числе, инструментов, которые сможем для этого использовать. А если не оправдаем доверия, будем этих инструментов лишены.

В то же время, возможность соблюдать заповеди — это, как сказано, возможность преодолевать препятствия. То есть, мир подобен хорошему «стадиону»: в нем поддерживается правильное сочетание комфорта и препятствий, чтобы дать «спортсменам» полноценную возможность завоевать свои награды. Или можно сказать так: мир был создан не для того, чтобы жизнь была хорошей, а для того, чтобы люди были хорошими — а они таковыми становятся, только преодолевая проблемы и зло и помогая в этом другим. Хороший стадион — это там, где можно хорошо побегать и попотеть — и завоевать награду.

Это — во-первых.

А, во-вторых, тот период истории, события которого упоминаются в Письменной Торе, — от сотворения мира до конца эпохи Пророков, — был периодом открытости и ясности мира. Существование Б-га было очевидным, не в этом был вопрос веры. И была очевидной взаимосвязь поведения человека с его положением в этом мире.

Отчасти отсюда — такая определенность Торы с благословениями и проклятьями: «если будете соблюдать заповеди и вести праведную жизнь, то будете процветать, а если отвергнете Меня, то и Я вас отвергну и подвергну страданиям». Тогда эта связь была очевидной.

Это отражало сущность Письменной Торы, которая была дана евреям на том этапе и являлась для них основным текстом и предметом изучения (Устная Тора была тогда дана только как устный комментарий к Письменной). В ней нет двойственности и разночтений: ее текст четко известен, никаких вариаций и разных версий в нем быть не может. Вот и жизнь была такая: всё было четко и ясно.

Но потом начался следующий период. Закончилась эпоха Пророков, передававших прямые послания от Б-га. Сам Б-г перестал совершать открытые чудеса, продолжив управлять миром скрытым образом, маскируясь под «законы природы», «исторические процессы» и т. п. Его присутствие стало менее очевидным — и все устройство жизни стало менее ясным. Можно быть праведным, но страдать. Как же так?

А так, что всё это отражает сущность Устной Торы, которая расцвела на том этапе. В ней появились споры между мудрецами, она стала представлять собой множество разных толкований Письменной. С одной стороны, центральная, абсолютная Истина оказалась скрытой, но, с другой стороны, каждый человек получил возможность сам заняться ее поиском, сам думать, наблюдать, строить свои теории. Как в Торе, так и в жизни.

Письменную Тору олицетворял Моше, получивший ее от Б-га и передавший ее нам, со всеми упомянутыми в ней благословениями и проклятьями. Поэтому для него самого мир виделся ясным, все было очевидно и понятно: существование Б-га, процветание праведника, страдания грешника. А когда казалось, что эти принципы нарушаются, Моше приходил в ужас и с трудом это «переваривал». Так, после начала его миссии по освобождению народа из Египта на первых порах стало только хуже и Моше в отчаянии бросился к Б-гу: «Владыка! Для чего Ты сделал такое зло этому народу, зачем послал Ты меня?» (Шмот 5:22). Наблюдать страдания невинных было для него невыносимо.

Устную же Тору олицетворял раби Акива[ii], добившийся в ней выдающихся успехов и воспитавший учеников, которые внесли решающий вклад в ее развитие. Как раз раби Акива олицетворял новые реалии, в которых праведность вполне может сочетаться со страданиями. Вся его жизнь была тяжелой: то крайняя бедность, то расставание с любимой женой на долгие годы, то гибель всех многочисленных учеников, а в конечном итоге собственная смерть — страшная, мученическая (а Моше удостоился «смерти-поцелуя»).

Когда Б-г показал Моше будущее: бейт-мидраш («дом учения») раби Акивы и его гибель, Моше сначала не мог понять его Тору, а потом ужаснулся его гибели: такая Тора — и такая за нее «награда»?! Но раби Акива воплощал Устную Тору — и отражающую ее жизнь: противоречивую, а то и трагичную, непостижимую, но в которой, тем не менее, можно открыть для себя Б-га, жить с Ним и добиться выдающихся успехов в духовной сфере. Даже когда раби Акива наблюдал что-то трагичное, он не ужасался, а находил способ увидеть в этом добрый знак и вселить в окружающих оптимизм и надежду на лучшее (Макот 24а).

Таким образом, сегодня уже трудно видеть явную связь судьбы человека с его духовным уровнем. Можно быть праведником, как раби Акива, и, тем не менее, умереть страшной и мучительной смертью. Разумеется, мучения служат искуплением тех грехов, что есть, а никто не безгрешен. Но на вопрос, как мучений избежать и за что они даются, четкого ответа может не быть. Единственное, что остается, — подобно раби Акиве, несмотря на всё, находить в жизни позитив.

В целом соблюдение религиозных законов не следует рассматривать как некое волшебное средство для решения всех проблем и избавления от всех несчастий. На протяжении истории нашего народа многие из его сынов умирали от болезней, как все (в прошлом у всех народов была также высокая детская смертность), а кроме того подвергались преследованиям, пыткам инквизиции, изгонялись, гибли в погромах и, наконец, в Холокосте. Да и сегодня продолжают гибнуть в терактах. Быть евреем в целом непросто. Да, евреи избраны — но для миссии, важной и трудной. Как президент страны избран — но разве ему легко?

Это не значит, что Б-г оставляет нас на произвол судьбы — если бы оставил, нас бы вообще уже давно не было. Малочисленный народ, подверженный тем же напастям, что и другие, да еще и с таким количеством могущественных врагов. Несмотря на все страдания и потери, мы умудрились выжить и не утратить «пассионарность». Так что само существование и активность евреев в мире — чудо, сотворенное Б-гом. Одно Он обещает: обеспечивать продолжение нашей миссии. Поэтому, что бы ни случилось, всегда останутся евреи, которые продолжат ее выполнение.

Да будем мы в их числе!

С уважением, Меир Мучник


[i] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[ii] Раби Акива бен-Йосеф (3775-10 тишрея 3896 / 15-135, Эрец-Исраэль) — один из величайших мудрецов Израиля всех времен.

 

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ