Темы: Богатство, Предопределение, Свобода выбора и предопределенность, Заповеди, Богобоязненность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, дорогой раввин! У меня появился вопрос. Сказано — «всё предопределено Небесами, кроме трепета перед ними». То есть здоровье, богатство (материальное) предопределено, но не трепет перед Небесами. Человек может быть и праведником, и грешником.
И вот если взять двух людей. Допустим, первый хочет стать миллионером для себя, чтобы ему было хорошо. Второй человек говорит — «Всевышний, это нужно не для меня. Это нужно для Тебя. Эти деньги мне нужны, чтобы выполнять заповеди. Чтобы освящать имя Всевышнего, помогать другим людям (благотворительность), спонсировать учреждения, которые занимаются изучением Торы, чтобы больше людей становились набожными». И сейчас я говорю не только про евреев, так как я узнал из вашего сайта, что и неевреи обязаны это всё делать.
И в итоге: может ли Всевышний сказать — «Хорошо, тебе это не положено. Но поскольку это нужно не для тебя, а для того чтобы выполнять заповеди, Я тебе дам это Свыше. Это тебе не положено, но Я всё равно дам»?
И я так понимаю, что эти все вещи, что были перечислены раньше, — они напрямую влияют на степень праведности, заслуги перед Всевышним у того человека намного больше. Может ли быть такая ситуация? Очень благодарен вашей организации и каждому раввину (и не только) в отдельности. Огромное спасибо! Константин
Здравствуйте, Константин!
Вы приводите высказывание мудрецов: «всё в руках Небес, кроме страха перед Небесами» (Брахот 33 б). Но что, в сущности, означают эти слова? Мы не можем «подкупить» Творца, сказав: «Дай мне богатство, чтобы я мог воспользоваться им для добрых дел!» Оно придёт к нам в руки, только если это будет соответствовать планам Творца.
Другое дело, мы можем использовать средства и силы, которые уже в наших руках, для добрых дел. И неважно, чем именно мы обладаем и какими возможностями располагаем. Всегда, в любой ситуации и при любом раскладе, мы стоим перед выбором — действовать лишь для своей корысти или исполнить желание Творца. Хотя это часто совпадает.
Речь необязательно идёт о наличии или отсутствии денег. Это может быть любое наше умение, это может быть та или иная индивидуальная наша черта. Если мы направим это на служение Творцу, на выполнение Его воли, то удостоимся прожить жизнь со смыслом, исполнив своё предназначение.
Если мы поступим так только для того, чтобы заслужить награду, это не отменит наших добрых дел, но принизит нашу работу. Но и это лучше, если б мы позволили себе быть бездеятельными только затем, чтобы никто не подумал, что нас интересует награда.
С другой стороны, помогая людям, не надо рассчитывать на их благодарность. Признательность тех, кому помогаем, — вещь полезная и повышает энтузиазм, но иногда люди, находящиеся в беде, слишком поглощены своими проблемами, чтобы в полной мере оценить наш поступок.
Если ощущаем разочарование от недостаточного признания наших заслуг, если опускаются руки, когда нас не оценили в должной мере, стоит насторожиться и задать себе вопрос: действительно ли мы помогаем людям, чтобы исполнить заповедь, или наш альтруизм продиктован желанием проявить себя?
Повторю, для тех, кому мы поможем, это неважно. Но ведь недаром сказано, что доброе дело ценится выше, если сделано ради повеления Творца, а не продиктовано чем-либо другим.
Религиозный человек, в отличие от других, помогает ближним не потому, что это ему самому приятно или он видит в этом своё призвание, или, тем паче, чтобы самоутвердиться, — его главным побуждением является Небесный императив, заповедь.
Почему это важно? Да потому, что, будучи, скажем, от природы чёрствым, равнодушным и жестоким, — но совершая, тем не менее, добрый поступок ради Творца и по Его предписанию, человек освящает Имя Творца. Ну, и попутно исправляет собственные недостатки.
С уважением, Александр Красильщиков
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Куклин
Меня этому никто никогда не учил?..
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
За то, что праведный Дама бен Нетина отказался извлечь прибыль из совершенного им доброго дела, в ту же ночь на Небесах было решено воздать ему другой наградой. По материалам газеты «Истоки»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Пути жизни «Орхот Хаим»»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его