Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

С чем связан обычай окунаться в микву перед праздниками?

Темы: Раскаяние, Тшува, Праздники, Миква, Заповеди, Молитва, Святость, Тума, Жертвоприношения, Обычаи

Отложить Отложено

Слышал, что принято окунаться в микву перед праздниками. Расскажите, с чем связан этот обычай. Заранее благодарю за ответ, Гершон

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Гершон,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Действительно, есть такой обычай — погружаться в микву перед праздниками. Это принято делать как перед Песахом, Шавуотом и Суккотом, так и перед Рош а-Шана и Йом-Кипуром. Попробуем вкратце рассмотреть различные основания для этого обычая и практические различия между ними.

Необходимость очиститься перед праздником

Талмуд (Рош а-Шана 16 б) говорит, что существует обязанность очиститься перед праздником и делают это с помощью погружения в микву. Рамбам (Мишнэ Тора, Ильхот Тумат Охлин 16:10) приводит эти слова Талмуда и объясняет: это делается для того, чтобы человек мог войти на праздник в Храм и есть жертвенное мясо.

Получается, что, согласно Рамбаму, перед Рош а-Шана и Йом-Кипуром нет обязанности очищаться, поскольку в эти праздники не приносили жертвы, мясо которых надо было есть. Более того, в настоящее время у нас, к сожалению, нет Храма и мы не приносим жертвы, соответственно, и обязанность очиститься перед праздником неактуальна.

Рош (Йома 8:24) в свою очередь объясняет, что в наше время не существует обязанности очищаться перед праздником, поскольку сегодня мы все ритуально нечисты вследствие прикосновения к умершему. Чтобы очиститься от такого вида ритуальной нечистоты, недостаточно просто окунуться в микву; необходим также пепел красной коровы, которого у нас сегодня нет. А раз мы не можем очиститься полностью, то нет обязанности просто окунаться в микву.

Тем не менее, другие ришоним (ранние комментаторы) и галахические авторитеты более позднего периода отмечают, что эта обязанность не связана с возможностью очиститься или возможностью есть мясо жертв. Это отдельное требование — очиститься перед праздником, чтобы праздник и его молитвы проходили в особой святости (Маарам из Ротенбурга, Раавья 529, Цлах к Бейца 18а, рав Арье-Лейб Гинзбург — Шаагат Арье 67).

В любом случае, даже если эта практика не предписана в наше время законом, мы продолжаем окунаться, выполняя обычай (рав Авраам Данциг, Хаей Адам 79:1; Шулхан Арух 606:4, см. также Мишна Брура 606:19, 128:165).

Рав Йосеф Натанзон в своих респонсах «Шоэль у-Мэшив» (3, 1:123) объясняет: мы делаем это в качестве напоминания себе о тех практиках, которые существовали во время Храма.

Очищение после выделения семени

Человек, у которого была поллюция или который был близок с женой, приобретает «ритуальную нечистоту». Талмуд (Брахот 22 б) говорит: в свое время пророк Эзра постановил, что такой человек не может изучать Тору или произносить благословения, пока не очиститься в микве. Однако в более позднее время это постановление было отменено, сегодня оно неактуально (Шулхан Арух, Орах Хаим 88:1).

Один из ранних комментаторов, Коль Бо (Германия. 13 в.; гл. 64). пишет: отмена первоначального постановления была связана со сложностью его соблюдения. Поэтому перед Рош а-Шана, Йом-Кипуром и другими праздниками, когда для молитвы требуется более высокий уровень святости, следует поступать в соответствии с первоначальным постановлением — окунуться в микву.

Рамо (Орах Хаим 606:4) постановляет: обычай окунаться в микву перед Йом-Кипуром связан именно с обязанностью очиститься после выделения семени. Поэтому для данного вида очищения подходит не только миква, но и обливание водой, см. ниже.

Погружение как акт раскаяния

Маариль (Законы кануна Йом-Кипура) говорит о третьей причине, по которой мы окунаемся в микву перед Рош а-Шана и Йом Кипуром. Он говорит, что это является частью процесса покаяния. Он сравнивает это с погружением в микву гера: погружаясь в воду, он показывает, что в его жизни произошли изменения, он «заново родился».

Поэтому окунаться должны не только те, у кого было выделение семени. Кроме того, когда речь идет о раскаянии, необходимо окунуться три раза и прочитать видуй — признание грехов с просьбой о прощении.

Практическое исполнение обычая

На практике по обычаю принято окунаться перед праздниками Песах, Суккот. Шавуот, Рош а-шана и Йом-Кипур в кошерную микву. Если есть возможность, лучше погрузиться полностью три раза, но строго по букве закона достаточно и одного.

Окунаться принято в день перед праздником, начиная уже с полудня (по временным часам[i]). Если нет такой возможности, то можно окунуться за час до полудня. Если и это невозможно, можно окунуться с самого утра.

Как было сказано выше, окунание необходимо, прежде всего, чтобы очиститься после выделения семени. Поэтому изначально нужно окунуться в кошерную микву. Но, в крайнем случае, если такой возможности нет, подходит и обливание водой. Некоторые галахические авторитеты считают, что подойдет и современный душ.

Для этого человеку нужно постоять под душем столько, чтобы на него вылилось приблизительно 12,5 литров воды (по мнению Хазон Иша, приблизительно 22 литра). Вода должна попадать на голову и тело. Поскольку души бывают разные, сложно точно сказать, сколько времени это занимает. Так что, чтобы очиститься под душем, следует заранее провести замер (например, с помощью ведра): за сколько времени из этого душа выливается необходимое количество воды.

(Важно отметить: такой способ ни в коем случае не подходит для женщины, которой надо очиститься после состояния нида. Это можно сделать только в кошерной микве!)

Кроме того, некоторые галахические авторитеты считают, что перед Йом-Кипуром правила окунания для мужчины более строгие и нужно позаботиться, чтобы не было хацица («препятствия», отделяющей воду от тела). Поэтому необходимо перед миквой почистить зубы и уши, принять душ, расчесать волосы и подстричь ногти.

А пока нам остается молиться, чтобы Всевышний вернул нам Храм и мы смогли бы полностью очиститься и приносить в нем праздничные жертвы.

Ктива ве-хатима това (хорошей записи и печати в Книге Жизни).

С уважением, Яков Шуб


[i] Время от восхода до заката солнца делится на 12 равных частей, эти части и есть временные часы.

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше