Темы: Раввин, Депрессия, Сгула, Работа, Искусство, Музыка, Самосовершенствование, Зависимости
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Недавно известный рэпер Алишер Моргенштерн заявил в интервью, что из депрессии и запоя его вытащила книжка «Обретение неба на земле. 365 размышлений ребе Менахема-Мендла Шнеерсона». После этого она была раскуплена в магазинах. Эта книга и подобные ей еврейские книги действительно так помогают? И их стоит читать тому, кому плохо? N.
Здравствуйте, N.!
Читать книги раввинов в любом случае полезно. У них действительно можно научиться правильному взгляду на мир, позитиву в жизни. Это, в свою очередь, поможет решить многие проблемы, а то и изначально избежать их.
Рэпер Моргенштерн говорит, что лично он вынес из книги Ребе такой урок: для счастливой жизни надо «отдавать миру больше позитива, и больше позитива будет возвращаться к тебе». Это, несомненно, верно, и тот, кому эта книга поможет прийти к подобным выводам, конечно, получит большую пользу от ее прочтения.
В то же время важно подчеркнуть: не следует относиться к таким книгам как к некому волшебному средству, «палочке-выручалочке», которая гарантирует решение всех проблем и обретение счастья. Или чудесное преображение человека, которое как-то вознесет его над миром и его трудностями.
Не надо думать, что этого можно достичь вот так просто, прочитав ту или иную книгу, минуя всю работу и борьбу реальной жизни. А то ажиотаж, поднявшийся вокруг книги, которую люди кинулись раскупать, услышав, что она кому-то помогла, свидетельствует, что многие именно так к этому отнеслись.
Нет, тот, кто читает книгу с подобными ожиданиями, рискует быть разочарованным. Прочел, а крылья не отросли, с женой те же проблемы и с ипотекой тоже. Этот мир создан Б-гом не для чудесного блаженства, а именно для труда и борьбы. И наша религия, включая книги великих раввинов, ставит своей целью не избавление людей от этого труда и борьбы, а правильное к ним отношение, которое помогает с ними справляться и поддерживать эмоциональное здоровье, невзирая на трудности. Нам книга строить и жить помогает.
И тут надо отдать должное Моргенштерну: прочитав книгу, он сделал правильный вывод: надо не быть эгоистом, а «отдавать миру больше позитива», «сделать счастливыми людей вокруг» — то есть что-то делать самому, стараться, давать другим, а не сидеть и ждать, что тебе всё подадут на тарелочке. Именно правильный подход к жизни и труду, а не способ избежать их.
Здесь стоит вспомнить и о том, как действует сгула («чудесное средство»): хотя сгулот и могут помочь достичь положительного результата, к ним не следует относиться как к «чудодейственным» способам гарантированного достижения тех или иных благ. Иначе — зачем прилагать усилия, да и молиться Б-гу, что-то выпрашивать, стараясь при этом не давать повода для недовольства? Знай, используй «чудесные средства», и Он всё даст.
Да и если всё будет дано, результатом будет не счастье, а именно то проблематичное состояние, из которого рэпера понадобилось вытаскивать: «Наступила точка, когда я понял: я больше ничего не хочу, я всё сделал, и что мне делать дальше?» Это и привело к депрессии и запою, а вывело оттуда осознание того, что есть еще что хотеть и к чему стремиться — давать счастье другим. И действительно отрадно, что именно такой урок был вынесен из книги Ребе.
Также следует отметить: хорошо, что в данном случае рэперу попалась и помогла именно книга Ребе, и поэтому все бросились читать ее. А если бы ему попался и произвел впечатление «труд» какого-нибудь сомнительного «учителя жизни» или целителя, или экстрасенса, или политика-демагога и благодарный читатель указал бы на него?
Взрослому человеку всё-таки важно думать самому и не кидаться к каким-либо идеям или действиям только потому, что так сказала та или иная «звезда». К сожалению, в этом плане отношение к «звездам» и знаменитостям нередко превращается в то, что можно назвать современной формой идолопоклонства.
Человека, ставшего кумиром, спрашивают уже не только о сфере деятельности, в которой он добился успеха, но и обо всем на свете, включая темы, в которых он вовсе необязательно разбирается. А поклонники смотрят ему в рот и воспринимают каждое слово с благоговейным восторгом — как закон или руководство к действию. То есть, по сути, превращают в идола.
В последнее время также сложился в соц. сетях тип «инфлюенсеров» (от английского influence — «влиять»), у которых не просто много подписчиков, но которые становятся для своих подписчиков авторитетами и кумирами. Правильно заметил автор одной статьи: хотя молодые люди часто отходят от религии, скучно им в церкви, эти кумиры по факту заменяют им священников. Ведь остается потребность обращаться к какому-то авторитету со всеми проблемами и верить в него.
Действительно, остается, так устроен человек. Но тогда уж надо выбирать правильные авторитеты. И хорошо, что в данном случае тот авторитет, которого выбрали эти фанаты, указал на Ребе. И будет еще лучше, если для того, чтобы прийти к чтению еврейских религиозных книг, не понадобятся указания «звезд». Впрочем, раз уж «звезды» оказывают влияние, хорошо, когда это влияние положительное. И хорошо, что Моргенштерн указал на такую книгу и направил ту силу, которая по факту есть у его фанатов, в правильное русло.
А еще видим здесь очередной пример действия рефлекса «там лучше, где нас нет» и «нет пророка в своем отечестве». Много в современном мире евреев, которые не осведомлены о своем наследии или не интересуются им, считают «старомодным». Куда интереснее для них культура других народов, столько там находят «крутизны». Но вот «звезда» той культуры по тому же принципу обнаружил для себя много интересного, полезного и «крутого» в, казалось бы, чужом для него источнике — книге великого раввина. И если это заставит некоторых евреев обратить внимание на собственное наследие и что-то в нем найти, можно будет только порадоваться.
Будем же помнить: мы находимся там, где многих нет, у нас есть пророки, которые для других «не в своем отечестве» и которым эти другие поэтому готовы с благоговением внимать. Так, может быть, у этих пророков действительно есть чему научиться, что и нам самим не помешает?
С уважением, Меир Мучник
Рав Меир Мучник
Единственный стимулятор чего-то интересного в моей жизни — это работа...
Рав Меир Мучник
В частности, к творцам, которые создают свои собственные миры?
Рав Ашер Кушнир
Фрима Гурфинкель
Рав Берл Набутовский
Нажал нужную кнопку и получил, что хотел?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Корни настоящей еврейской музыки находятся в храмовых песнопениях. И канторское пение, и хасидские напевы отличаются многообразием и богатством форм.
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Мирьям Климовская
Рав Натан Агрес
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Ита Минкина
Рав Шимон Соскин
Все мы рисовали в детстве. И дома, и на уроках рисования в школе. Многие любят рисовать до сих пор. Немало людей делают это достаточно талантливо, у некоторых живопись стала призванием и профессией, приносящей заработок. Но разрешено ли это Торой?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его