Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему хасиды категорически отрицательно относятся к эвтаназии?

Темы: Страдания, Награда и наказание, Смысл жизни, Заповеди, Будущий мир, Убийство, Смерть, Жизнь

Отложить Отложено

Здравствуйте. Почему хасиды категорически отрицательно относятся к эвтаназии? В книге Берешит (9:5) сказано про пролитие крови, однако эвтаназия происходит бескровным образом. И разве любовь к ближнему (Ваикра 19:18) не подразумевает обеспечение легкого ухода из жизни для страдающего человека? Федор

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Федор!

Предполагаю, что, говоря о «хасидах», Вы имеете в виду всех ортодоксальных евреев, хотя по факту вовсе не все они относятся к движению хасидов. По поднятому Вами вопросу разногласий между разными группами ортодоксальных евреев нет: эвтаназия для них действительно абсолютно неприемлема.

По простой причине: это убийство. Никто не вправе лишать человека жизни, кроме Б-га. И даже сам себя человек не вправе лишать жизни. И, соответственно, никто не должен ему в этом помогать. Потому что он не сам себе хозяин. Он выполняет миссию, с которой послал его Б-г в этот мир, и только Б-г может решать, когда эта миссия должна завершиться.

То, что Тора в одном месте упоминает именно пролитие крови, — это лишь стандартное обозначение умерщвления, распространенное во всем мире: «кровопролитие». При этом очевидно, что убийство любым другим способом в равной степени преступно и запрещено. Или скажем, что нацисты не виновны в убийстве тех евреев, которых они душили в газовых камерах? — тоже ведь бескровно! Да и в других местах Тора однозначно говорит «не убивай» — неважно, каким способом. А в главе Масэй (Бемидбар 35) говорится о смертельном ударе камнем, железным или деревянным орудием или просто рукой.

А как же упомянутая Вами любовь к ближнему (Ваикра 19:18)?

Она действительно проявляется и тогда, когда человек так или иначе должен уйти из жизни. Например, когда он совершил грех, за который Тора предусматривает смертную казнь, и был приговорен к ней. За разные грехи полагаются разные виды казни, но в некоторых случаях Талмуд сомневается, какой именно вид выбрать, и заключает: поскольку Тора велит «возлюбить ближнего — как самого себя», выбрать следует наиболее гуманный способ (Санхедрин 45а).

Но только в случае, когда сам Б-г (т. е. представляющий Его раввинский суд) решил, что человек должен умереть. Значит, его миссия действительно завершена, и нам следует сделать его уход как можно менее мучительным.

Если же нет такого приговора, то нет известного нам решения Б-га об окончании миссии человека, а потому нет и разрешения осуществить это окончание миссии своими руками. (Единственная, кроме упомянутой, ситуация, в которой это разрешено: когда человек угрожает жизни другого. Тогда жизнь того, на кого напали, дороже).

Но Вы спрашиваете: разве любовь к ближнему не подразумевает обеспечение легкого ухода из жизни вместо продолжения страданий? Если только страдания в дальнейшей жизни и будут?

Нет. Потому что, как сказано, жизнь — это миссия, которую каждому дал Б-г. А миссия вовсе не обязательно бывает легкой. Кому на земле действительно жить хорошо? Возможно, этих людей не так много. Богатые ведь тоже плачут. Конечно, большинство людей всё-таки не подвергаются ужасным мучениям, а живут «нормально», с проблемами, но сносно.

Но без проблем и тревог не живет никто, многие постоянно находятся в стрессе или прямо-таки страдают. И если мы считаем, что «настоящая жизнь» — это отсутствие страданий, то уж лучше зададимся более глобальным вопросом: как так получается, что такой «настоящей жизнью» не живет практически никто? Уж не лучше ли нам всем покончить с собой и так избавиться от всех этих проблем и бед?

Конечно, нет. Хотя истинное конечное назначение человека — действительно не этот, а Будущий мир, в котором будет реальное блаженство, оно будет таковым, только если человек его заработает. В этом мире. Для чего он сюда и послан. Здесь он должен работать, совершенствовать себя и мир — и так зарабатывать предназначенное ему благо в качестве награды. Поэтому его жизнь здесь — работа, миссия.

Чем труднее и сама работа, и все условия, тем больше будет награда. И чем дольше он так проработает, тем больше заработает. Поэтому преждевременное лишение жизни — это вовсе не милость, даже если эта жизнь ужасна. Ибо, хотя продолжение этой жизни принесет больше страданий, оно также принесет еще бОльшую награду.

Разумеется, это не значит, что нам следует, наоборот, «помочь» человеку заработать еще больше блага, усиливая его мучения. Это, опять же, дело Б-га. Он решает, когда миссия должна начаться, закончиться и насколько трудной она должна быть.

Конечно, если кто-то по факту подвергает человека страданиям и вообще осложняет его жизнь, то, страдалец должен это воспринимать как усложнение его миссии Б-гом, с соответствующим «повышением зарплаты». Но тот, кто выполняет эту грязную работу — причиняет страдания, со своей стороны, поступает неправильно. Т. к. это жестокий поступок, который делает того, кто его совершает, менее достойным человеком. Тогда как отчасти цель страданий человека — наоборот, предоставление другим возможности ему помочь и на этом пути стать более достойными людьми.

Это тоже важный принцип: Б-г создал мир не для того, чтобы жизнь была хорошей, а для того, чтобы люди были хорошими. Ведь хороший человек — это тот, кто творит добро, помогает другим людям, спасает их от беды. Но если жизнь хорошая и нет в мире никаких недостатков и никакого зла, то и помощь никому не нужна, и спасать не от чего. Если мир уже совершенен, то больше нечего совершенствовать и не к чему стремиться. Поэтому Б-г и сделал мир несовершенным, допустил существование проблем и страданий, чтобы у людей была возможность делать добро, стремиться к совершенству и таким образом продвигаться, становиться достойными.

Так что в этом на самом деле одна из причин страданий человека. Даже если кажется, что кроме мучений в его жизни ничего нет, это еще не значит, что нет и смысла. Смысл — хотя бы в том, что другим предоставляется возможность заботиться о страдальце и облегчать его участь.

Но также и для самого страдающего мучения могут иметь смысл: служить искуплением грехов, чтобы в Будущем мире было легче, просто очищать его душу или оказывать иное важное воздействие на духовные миры, пусть и неведомое нам. Так или иначе, Б-г справедлив, и за любые сложности, которые испытывает человек, выполняя данную Им миссию, он получит награду.

Поэтому важно понять, что лишение жизни — это вовсе не милосердный поступок, а жестокий, ибо это лишает человека возможности продолжить миссию дальнейшего совершенствования и «заработка», воздействия на мир, определенную Б-гом.

Наше дело — действительно совершать как можно больше действий, вытекающих из принципа любви к ближнему. А это значит — максимально облегчать ему жизнь, но и максимально ее продлевать.

Что и постараемся делать.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

«Загадка жизни»

Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»

Уважительное отношение к человеческой жизни: запрет убийства.

Рав Арье Кармель

Заповедь "не убий". Трансплантация органов. Парадокс гуманизма.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше