Темы: Награда, Ишмаэль, Авраам, Ицхак, Хесед, Эсав, Гостеприимство, Насилие, Сдом, Любовь к ближнему
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Насколько я знаю, одна из причин уничтожения Сдома и Аморы — «отсутствие гостеприимства». Более того, жители этих городов вели себя крайне агрессивно по отношению к пришельцам. Значит, настолько это мерзко для Б-га.
На сегодняшний день мы можем наблюдать в корне иную ситуацию в странах ЕС: люди стараются принимать мигрантов из Африки (постоянно в новостных сводках), из Азии, но эти мигранты впоследствии зачастую ведут себя в принявших их странах как преступники, даже совершая акты насилия по отношению к женщинам.
Конечно, такое широкое гостеприимство выглядит уже как шаг за гранью необходимого… Но у меня 2 вопроса:
1) Получается, что спустя тысячелетия некоторые люди действительно стали гораздо более гуманными и добрыми, особенно, по отношению к остро нуждающимся?
2) Можно ли рассчитывать, что даже в такой ситуации, когда ЕС продолжает принимать таких мигрантов, Б-г, всё же, не допустит беды — ведь люди действительно жертвуют собой в прямом смысле ради помощи бедным. Спасибо вам за ответы! Михаил
Здравствуйте, Михаил!
Вы правы, отношение к гостеприимству, которое демонстрируют сегодня западные страны, диаметрально противоположно отношению жителей Сдома. Если в Сдоме доходили до насилия, стремясь отвадить приезжих, то на современном Западе готовы закрывать глаза уже на насилие со стороны пришельцев ради следования святым принципам либерализма и толерантности.
Значит ли это, что спустя тысячелетия люди действительно стали более добрыми и гуманными?
В определенной степени да. Но, как Вы и сами явно ощущаете, здесь также отчетливо виден переход от одной крайности к другой. От чрезмерной неприязни и нетерпимости к чужакам — к чрезмерной любви и терпимости. Одно дело — открывать двери для гостей и давать им чувствовать себя, как дома. Другое — давать им чувство, что они хозяева в этом доме и вправе позволять себе наглость и насилие в отношении тех, кто их впустил.
Тора призывает «возлюбить ближнего, как самого себя» (Ваикра 19:18), но здесь на уровне общества наблюдается уже бОльшая любовь к пришельцам, чем к самим себе. Цель этой заповеди Торы — увеличить любовь и мир между людьми. Если же практический результат — наглость и насилие со стороны пришельцев, то получается, что цель не достигнута.
Да, стало больше любви и миролюбия со стороны людей Запада по отношению к пришельцам, но со стороны последних — наоборот. Как известно, когда любовь чрезмерна и доходит до вседозволенности, она уже только развращает «объект любви».
В чем же дело? Почему люди именно сейчас кинулись из одной крайности в другую?
Возможно, дело в уже упомянутой нами смене эпох, произошедшей в последнее время. До 20 века в мире господствовал Запад, европейские державы, христианская цивилизация, ведущая свое происхождение от Эйсава. Но в течение 20 века все изменилось: страны Запада ослабили друг друга в мировых войнах, а их колонии освободились и стали независимым большинством. Теперь уже их представители всегда правы. А особенно — мусульманин-Ишмаэль.
Ибо его роль в течение последних двух тысячелетий — уравновешивать силу Эйсава, чтобы ее крайности не привели к уничтожению мира. На протяжении многих веков это означало существование мусульманского Востока параллельно христианскому Западу и их противостояние. Но на данном этапе, после того, как Эйсав дошел до диктатур 20 века и Холокоста, для уравновешения пагубного воздействия этих его крайностей мир должен был качнуться в противоположную сторону — попасть под влияние Ишмаэля.
Поэтому не только господство перешло к Ишмаэлю, но и мир в целом перешел в иное состояние. Раньше был «мир Эйсава», отражавший его атрибуты, а теперь наступил «мир Ишмаэля».
Каковы атрибуты Эйсава? Строгость и дисциплина, унаследованная им от его отца Ицхака (гвура), но доведенная самим Эйсавом до крайности — нетерпимости и жестокости. А Ишмаэля? Наоборот, унаследованные им от его отца Авраама милосердие и любовь (хесед), но доведенные им самим до крайности — разнузданности и дикости.
В свете этого можно понять многие произошедшие в мире перемены. Целый ряд их мы уже обсуждали, но здесь, похоже, имеем дело с фундаментальным изменением: переходом от той самой крайней нетерпимости и жестокости к крайнему милосердию, доведенному до вседозволенности и потому тоже кончающемуся насилием — противоположности сходятся.
Да, милосердие и гостеприимство реально есть, как были они у Ишмаэля или у похожего на него Лота (Берешит 19). Но есть и другие качества, не дающие идеалу осуществиться и не позволяющие «ишмаэлеобразным» людям полностью уподобиться Аврааму — истинному воплощению милосердия.
Более того, даже реальную любовь и толерантность Запад вовсе не обязательно проявляет по отношению ко всем. Главным образом он проявляет эти чувства по отношению к Ишмаэлю. Именно к восточному человеку, к мусульманину. И к подобным ему в социальном плане меньшинствам, которые до недавней поры были бесправными и притесняемыми. Современный западный либерал — ярый борец с расизмом и дискриминацией. С одной стороны, отдадим ему должное: во многих случаях в этом плане действительно есть за что бороться.
Но, с другой стороны, простая проверка: а как данный борец с расизмом относится к Израилю? Нет, не к евреям в своей стране, а к государству Израиль? К евреям он может относиться хорошо — как к меньшинству, которое тоже бывало жертвой жестокого притеснения и расизма со стороны местных потомков Эйсава, вплоть до Холокоста. Но вот Израиль, которому приходится бороться уже с потомками Ишмаэля, сам может в глазах западного либерала оказаться «расистом, ведущим себя по отношению к бедным палестинцам как нацист».
Потому, что, прежде всего, потомки Эйсава теперь любят потомков Ишмаэля. Возможно, не случайно: Тора (Берешит 28:9) сообщает, что на определенном этапе Эйсав женился на дочери Ишмаэля. Не исключено, что это намек: в их отношениях Эйсав играет роль «мужчины», а Ишмаэль — «женщины».
В прошлом мужчина доминировал и властвовал над женщиной, мог побить «для ее же блага». Насилию с его стороны она противостоять не может. Но он может быть очарован ею и влюбиться в нее. И тогда он сам станет на колени и всё ей отдаст. Похоже, что это и произошло в послевоенное время, когда, как сказано, маятник должен был качнуться в противоположную сторону.
Поэтому теперь Эйсав влюбился в дочь Ишмаэля и, как положено в подобной семейке, стал вечно перед ней виноватым. Теперь не он колонизирует и притесняет мусульманские страны и подобный им «третий мир», а, наоборот, пускает представителей «дочери Ишмаэля» к себе навеки поселиться.
Так что, хотя Эйсав смягчился и евреям, живущим в его странах, стало немного легче, это еще не свидетельствует о том, что люди в целом стали лучше. В определенном смысле да, но не во всем.
Теперь о Вашем вопросе, позволит ли Б-г, чтобы людей, реально жертвующих собой ради помощи бедным, постигла беда. Точно предсказать будущее невозможно, не будучи пророком. Но, по идее, представляется, что следует провести различие между обществом в целом и отдельными людьми. Все вышесказанное относится к обществу: то, что оно демонстрирует более высокую степень гостеприимства и толерантности, еще не значит, что оно в целом стало лучше. Поэтому и последствия для него могут быть всякими.
Ведь и общество предыдущей эпохи не было однозначно плохим. Жизнь в целом была суровой, и для милосердия просто не было столько возможностей. Но были у людей достоинства Эйсава — такие, как дисциплина, трудолюбие, утонченность. Именно тогда было создано то, что теперь считается «классикой». И, тем не менее, крайности, в которые впало общество тогда, привели к большим бедам.
В то же время отдельные люди, демонстрируя милосердие и гостеприимство, вполне возможно, делают это от чистого сердца, по-настоящему впитав идеи, господствующие в их обществе. За это им определенно полагается благодарность и награда.
Другое дело, что на этом свете в любом случае человек вовсе не всегда получает свою награду, да и в принципе не может полностью ее получить, ибо блага этого мира слишком ограничены. Поэтому любой человек, где бы он ни жил и что бы ни делал, может стать жертвой насилия и войн — а еще вероятнее, жертвой болезней, которые по-прежнему являются главными убийцами. Лично мне были знакомы очень хорошие люди, отличавшиеся именно милосердием и гостеприимством, которых, тем не менее, рано сразил рак. Но в Будущем мире таким людям гарантирована щедрая награда и вечное блаженство.
Так что будем молиться Б-гу о том, чтобы в этом мире ни с кем из таких самоотверженных людей не случилась беда — какая угодно. Но в любом случае человек, который по своему выбору делает кому-то добро, заслуживает награду и, так или иначе, ее получит.
С уважением, Меир Мучник
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Хана Лернер
Просто теряю дар речи...
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Берл Набутовский
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Даниель Маршальский
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его