Темы: Исправление, Заповеди, Характер, Добро и Зло, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Как вы считаете, зачем Б-г отравляет жизнь людям, давая им замороченный характер? Когда человека (во всяком случае, в других людях) постоянно что-то не устраивает? Ведь человек от этого страдает сам, и чаще всего он не может никак это исправить — в то время как и без того короткая и трудная жизнь быстро проходит. Спасибо! N.
Здравствуйте, N.!
Те черты (я бы не назвал это характером), о которых Вы пишете, на мой взгляд, весьма распространены среди людей. Не то чтобы их «специально кто-то в нас вложил», они — результат выработанного нами самими отношения к жизни. Особенно это проявляется у тех, кто уже «отмотал» немалую часть своей жизни. Более того, принято считать, что чем человек старше, тем больше он склонен к мизантропии — придирчив и недоволен окружающими.
В юности, полный надежд, человек готов многое простить близким, друзьям, соседям или прохожим. Юноша занят строительством жизни, он надеется жить в гармонии с реальностью, он подспудно ощущает, что способен изменить мир так, чтобы всё соответствовало его внутреннему ощущению, его субъективному взгляду. Ради этого он готов «покорять» мир, предпринимает те или иные шаги, он пытается сделать мир лучше. Но с возрастом человек обнаруживает, что все вокруг живут — как и жили, что река течёт, как и раньше.
Никто «и в ус не дует». Никто не замечает ни усилий человека, ни его «заслуг», ни его способностей, ни его «праведности». Все, как и прежде, заботятся о себе, о своих родных, о своей зарплате, своих радостях и удовольствиях. Недаром старыми мизантропами частенько становятся как раз бывшие юные идеалисты.
Почему это происходит? Почему усилия и «добрые» человеческие посылы превращаются в недовольство всем и вся, в брюзжание и разочарование? Быть может, отправная точка не та? Быть может, основное положение, засевшее в мозгу, как раз неверно? Зло не снаружи, вне человека, а внутри?
Никогда в истории человечества, насколько мне известно, попытки прямого беззастенчивого воздействия на общество или отдельного человека с целью их изменить не приводили к положительным результатам. Ни революции, ни завоевания, ни насилие, ни подкуп, ни хитрость, ни уговоры не могли изменить внутреннюю сущность человека. Действенным может быть лишь опосредованное, непрямое влияние.
Другими словами, работает лишь то, что побуждает другого человека заняться своими проблемами самому и помогает ему в этом. Атака в лоб не вызывает ничего, кроме организованного упрямого противодействия. Чем больше мы требуем от других, чем старательнее (пусть и безвозмездно) пытаемся исправить чужие огрехи, тем сильнее разочарование и «бессильная злоба» на людей, «не желающих исправляться».
Всё сказанное выше — вовсе не новость. Это знают все. Но вывод делают немногие. А вывод этот прост и лежит на поверхности: не ставим целью исправить других, исправляем себя. Это вовсе не означает безразличия и равнодушия к чужим недостаткам, но если мы воспримем несовершенство окружающего мира как зеркало, отражающее наши собственные огрехи, то нам станет проще понять, куда следует направить главные усилия.
К примеру, у нас, евреев, есть способность кардинально влиять на мир. Более того, от нашего поведения зависит не только наше собственное благополучие, но и благоденствие всего мира. Недаром народы интуитивно ощущают нашу ответственность и частенько обвиняют нас в самых абсурдных вещах.
Но по-серьезному они могут обвинять нас лишь в одном случае: если мы не исполняем должным образом наш долг, наш договор с Творцом мира. Другими словами, критерий нашей праведности и правоты — наша преданность заповедям Торы. Это и есть специфическое опосредованное и наиболее эффективное влияние на окружающий мир, изменение его к лучшему и, более того, наше право смотреть на других одобрительно или нет.
Ни участие в массовых общественных движениях, ни влияние на политику, ни усилия в области технического прогресса не могут привести к положительному воздействию на мир, если отсутствует главное — жизнь по Торе.
Этот принцип верен и в отношении каждого отдельного человека. Если он выполняет в должной степени свои обязательства и перед Творцом, и перед другими людьми, то взгляд его на окружающих рано или поздно перестанет быть взором обвинителя. А станет взглядом человека, готового помочь, понимающего, не ждущего ни одобрения, ни награды. Взглядом человека, которому чуждо ощущение превосходства, взглядом доброжелательным и мудрым.
Надеюсь, хотя бы в какой-то мере ответил на Ваш вопрос.
С уважением, Александр Красильщиков
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Хана Лернер
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Ефим Свирский
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его