Темы: Омовение рук, Тума, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав! Можно ли использовать воду после омовения рук (нэтилат ядаим) для утилитарных целей, как, например, полив палисадника. Имеются в виду различные случи омовения рук, такие, как утреннее, перед трапезой с хлебом и после посещения туалета. Буду благодарна за разъяснение. Фрида
Уважаемая Фрида,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Существуют различные ситуации, при которых необходимо делать нэтилат йадаим (омовение рук). Перечислим некоторые из них:
1. После пробуждения утром. В данном случае после омовения рук необходимо произнести благословение аль нэтилат йадаим. Приводят несколько причин, по которым необходимо делать омовение рук утром. Во-первых, потому что во время сна человек непроизвольно дотрагивается до мест, которые обычно прикрыты одеждой (Рош, Брахот 9:23). Во-вторых, поскольку считается, что утром человека как будто создают заново (респонс Рашба 1:191). В-третьих, чтобы очистить руки от «нечистоты» (руах ра), которая остается на них после ночи, а также, поскольку во время сна душа покидает тело и оно остается во власти руах ра (Бейт Йосеф 4).
2. После посещения туалета, после посещения бани или принятия ванны, после кровопускания, стрижки волос и ногтей, а также после бритья. В этих случаях необходимо совершить омовение рук, чтобы очистить их от руах ра (Шулхан Арух 4:18).
3. После посещения кладбища, прикосновения к мертвому телу, а также после супружеской близости. В этих случаях омовение рук необходимо совершить как для того, чтобы очистить их от руах ра, так и для того, чтобы очистить от ритуальной нечистоты тума (Шаарэй Тшува 4:20).
4. После прикосновения к тем местам на теле человека, которые обычно покрыты одеждой, после прикосновения к обуви, если человек почесал голову. В этих случаях омовение рук необходимо сделать для того, чтобы очистить их от пота и грязи.
5. Перед трапезой с хлебом, перед молитвой и т.д.
Существует запрет использовать воду, которой омывали руки (Шулхан Арух 4:9). Однако этот запрет распространяется только на первый случай, т.е. омовение рук после утреннего пробуждения, поскольку влияние руах ра с утра наиболее сильно и такая вода может повредить (Шаарэй Тшува 4:20). Водой, которой утром омывали руки, нельзя поить животное, поливать растения, мыть посуду, стирать белье, мыть пол и т.п. Однако разрешено использовать эту воду для смывания в уборной (респонс Шлемат Хаим 18).
Изначально следует делать омовение рук над каким-либо сосудом (Шулхан Арух 4:8). Воду из этого сосуда запрещено выливать там, где обычно ходят люди (Шулхан Арух 4:9). Соответственно, в современных условиях воду, которой омывали руки утром, можно вылить в унитаз или умывальник. Если ее вылили в умывальник на кухне, в котором находилась посуда, то посуду после этого необходимо тщательно помыть (Ишей Исраэль 2, прим.74).
С уважением, Яков Шуб
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Запрещается пройти 4 ама (примерно два метра), не сделав омовение рук
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Яков Шуб
Кто постановил омывать руки перед трапезой?
Рав Барух Рабинов
Если кто-то делал омовение передо мной и не соблюл всех правил, вода на ручке ковшика нечиста?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной нечистоты? Гармония как цель жизни.
Рав Реувен Куклин
Почему некашерная пища вредит здоровью еврея?
Рав Яков Шуб
И как это делать правильно?
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его