Темы: Испытание, Предназначение, Душа, Идолопоклонство, Мистика, Загробная жизнь, Страх, Ангел, Бесы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, ребе. Скажите, пожалуйста, как быть, когда встречаются в мире странные мистические проявления? Я имею в виду самопроизвольное движение предметов (так называемый полтергейст), зрительные образы (привидения), звуки непонятного происхождения.
Что в таких ситуациях должен делать человек? И, если натыкаешься на видео с мистикой такого именно рода, то лучше не смотреть, чтобы не перешло на смотрящего?
И ещё кое-что. Я знаю, в христианстве священник окропляет дом в таких случаях. В исламе, по-моему, тоже что-то такое есть. А у нас? Ярослав
Здравствуйте, Ярослав!
В современных еврейских дискуссиях об описанных Вами явлениях, в основном, обсуждается не столько вопрос, что делать, когда с ними сталкиваешься, сколько вопрос, существуют ли они вообще. Т. к. подавляющее большинство современных людей с ними все-таки не сталкивается.
Такое явление, как полтергейст, может быть связано с тем, что душе умершего человека не удалось полностью завершить свою миссию в этом мире, поэтому она не сразу обрела покой, получив место на Небесах, а какое-то время продолжает блуждать, в том числе — в этом физическом мире, не полностью его покинув. (Это называется «духом» — руах). Чувствуя свою неполную реализованность и необходимость что-то доделать, но не имея тела, дух может попытаться вселиться в тело живущего человека (обычно — душевно нестабильного, депрессивного, т.е. обладающего слабым иммунитетом и уязвимого в этом плане) и побуждать его к каким-то действиям — это называется диббук. Или может даже без тела попытаться что-то сдвинуть с места — это полтергейст.
Некоторые думают, что эти действия — результат работы шедим или мазиким — демонов. Маараль (Беэр а-Гола 2) пишет, что демоны могут издавать звуки, но не менять что-либо в этом мире, реально сдвигать с места или разбивать. Поэтому звуки могут быть отнесены на их счет, но не полтергейст.
Но, так или иначе, все это — объяснение утверждений некоторых наших классических книг; современный человек скорее размышляет, понимать ли эти утверждения вообще буквально. Ведь сегодня мы такие явления почти не наблюдаем.
Возможно, потому, что в этом плане мир изменился — как и в плане идолопоклонства. Судя по тому, что сказано в Торе, люди прошлого, даже евреи, были подвержены сильнейшему соблазну верить в идолов, в звезды и созвездия и поклоняться им, приносить им жертвы. Хотя нам совершенно непонятно, как можно верить в силу идолов или звезд.
Т.к. другим было время, другими были люди. Они чувствовали и понимали то, что нам неведомо. Перед ними был раскрыт весь созданный Б-гом мир — как физический, так и сопряженный с ним и стоящий над ним духовный, у которого свое устройство, свои причинно-следственные связи. Но поэтому люди также видели и ощущали, как Б-г управляет миром посредством мощных сил: ангелов, кохавим у-мазалот — «звезд и созвездий».
Мы ангелов не ощущаем вовсе, а «звезды и созвездия» для нас — чисто физические объекты в далеком космосе. Но те люди ощущали реальные силы. И вместе с этим — великий соблазн приписывать им независимое от Б-га могущество и влияние и молиться им о благах. Это и есть идолопоклонство, как объясняют Рамбан и Рамбам. По Рамбану, физический телец был всего лишь обозначением одной из тех сил. И когда его изготовили, то не какой-то суеверный простак с больным воображением, а сам Аарон, великий праведник и пророк, уже общавшийся с Б-гом, «увидел, что телец живой», что он «поедает траву» (Раши к Шмот 32:5). Не просто статуя, а реальная живая сила, Аарон это увидел.
Для него и людей его эпохи идолопоклонство было испытанием, поэтому Б-г устроил их и окружающий их мир так, что они «видели». Реально чувствовали, что солнце и луна, звезды и созвездия, огонь и ветер имеют силу и влияют на их жизнь. Но теперь мы воспринимаем эти светила и «стихии» как чисто физические объекты и феномены, и не чувствуем, что они каким-то образом на нас воздействуют. Поэтому для нас не существует больше дилеммы, относиться к ним как к каким-то могущественным силам или считать такой силой только Б-га. Даже если когда-то за теми объектами чувствовалась сила, теперь нам можно об этом не беспокоиться.
Представляется, что это справедливо и по отношению к демонам, духам и подобным силам и связанным с ними явлениям. Люди той эпохи их ощущали, поэтому у них естественным образом мог возникать перед ними страх. Но сегодня, даже если они продолжают существовать, мы никак не ощущаем их присутствия, поэтому для нас они уже не представляют такого испытания и нам можно о них не беспокоиться.
Ведь и в прошлом они представляли собой не столько грозную силу, которой надо было бояться, сколько испытание, которое надо было выдержать. Так, сама Тора о них почти не говорит, а когда упоминает (Ваикра 16:7, Дварим 32:17), то лишь вскользь и чтобы сказать: не только грешно, но и глупо приносить им жертвы, когда возникает страх и вытекающее из него желание как-то их задобрить. Нет, не надо их бояться и задабривать, надо жить с Б-гом и полагаться на Него, и тогда Он убережет от подобных сил и других опасностей.
Об этом говорит 91-ая глава Тэилим: «Живущий под покровом Всевышнего в тени Всемогущего обитает. Скажу Господу: убежище мое и крепость моя — Б-г мой, на Которого полагаюсь я. Ибо Он спасет тебя от сети птицелова, от мора гибельного. Крылом Своим Он укроет тебя, и под крылами Его найдешь убежище… Не устрашишься ужаса ночного, стрелы, летящей днем, мора, во мраке ходящего, чумы, похищающей в полдень. Падет возле тебя тысяча, и десять тысяч — по правую руку твою: тебя не достигнет. Только глазами своими смотреть будешь и возмездие нечестивым увидишь. Ибо ты (сказал): Господь, — оплот мой, Всевышнего сделал ты обителью своей. Не случится с тобой беды, и бедствие не приблизится к шатру твоему. Ибо ангелам Своим Он заповедует о тебе — хранить тебя на всех путях твоих».
Среди опасностей, упомянутых в этих стихах, есть и те, которые мудрецы интерпретируют как имена демонов. И обо всем этом сказано: если ты живешь с Б-гом, Он тебя защитит от них всех. И, даже если их увидишь, тебя они не тронут, Б-г убережет.
Это сказано людям, которые реально видели такие силы и могли всерьез их пугаться. Тем более это относится к нам, обычно с такими силами не сталкивающимся. Поэтому, даже если мы что-то увидим, следует просто помнить, что всем на свете управляет Б-г и, находясь под Его защитой, мы можем ничего не бояться.
Тем более, если видим мы это не своими глазами, а на видео — в таком случае велика вероятность того, что это просто подделка. Ведь в наше время все-таки подобное почти не случается, а разные истории, описанные «свидетелями», — чаще плоды больного воображения, выдумки и сенсационщина. Так что о таких видео точно не следует беспокоиться. И, если попадется, действительно лучше не смотреть — не для того, чтобы уберечься от атаки «злых сил», а просто чтобы не тратить драгоценное время на глупости.
С уважением, Меир Мучник
Читайте: тема Мистика и Иудаизм
Рав Реувен Куклин
Необходимо понять природу чертей...
Рав Берл Набутовский
Журнал «Мир Торы»
Если и существует в Торе уровень, к которому применимо понятие «каббала» — принимать — то это именно уровень каббалы — сокровенной части Торы — знания, предназначенного для посвященных
Рав Овадья Климовский
Когда были сотворены ангелы?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Зеев Урман
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги р. М.-Х. Луццато «Дерех Ашем», часть «Об основах мироздания»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ашер Кушнир
Не сочтите за неуважение, но иудеи «ДУХ СВЯТОЙ» никак не понимают.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?