Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда постановили, чтобы Тору читал не тот, кого к ней вызывают, а специальный чтец?

Темы: Свиток Торы, Чтение Торы, Синагога

Отложить Отложено

Спасибо за огромную просветительскую работу всем авторам и спонсорам сайта! Скажите, пожалуйста, когда было введено постановление, чтобы Тору читал не вызываемый человек, а бааль коре? Есть ли сейчас общины, где читают сами поднимающиеся к Торе? Спасибо.

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

Напомню, что неотъемлемой частью еврейской молитвенной службы по субботам и праздникам, в дни общественных постов, а также в будние дни (по понедельникам и четвергам) является чтение Торы по свитку. Тот отрывок, который читают, делится на несколько маленьких отрывков, и к чтению каждого из них приглашают одного из молящихся.

Как известно, сам текст Торы не содержит ни огласовок, ни знаков препинания. Он не разделен на предложения, тем более в нем нет знаков кантилляции, определяющих традиционную мелодию, с которой его произносят. Все это человек, читающий Свиток, должен помнить наизусть, что требует от него определенного мастерства.

Действительно, во времена Талмуда каждый человек, которого вызывали к Торе, сам читал свой отрывок. Вероятно, лишь во времена ришоним (ранних комметаторов Талмуда) появился обычай, согласно которому Тору читает специальный чтец (бааль-коре). Этот обычай упоминают такие известнейшие комментаторы-ришоним, как Тосафот (трактат Мегила 21 б), Рош (Мегила 3:1) и Ран (Мегила 12а).

Они объясняют появление этого обычая нежеланием смущать тех, кто не умеет читать. Подобная ситуация была с текстом «микра бикурим». Когда-то в Храм приносили первые плоды урожая (бикурим), и каждый приносящий должен был произнести специальный текст («микра бикурим», см. Дварим 26:5).

Во времена Второго Храма, когда разговорным языком становится арамейский, находились люди, которые не могли произнести этот текст самостоятельно, им приходилось повторять его за другими. В результате сложилась ситуация, когда люди отказывались приносить бикурим, поскольку им было стыдно признаться, что они не могут сами прочитать этот отрывок.

И тогда постановили, чтобы текст «микра бикурим» зачитывали для каждого — тогда тому, кто действительно не может его произнести, уже не будет стыдно. Так и здесь, утверждают эти комментаторы, сложился обычай читать отрывок из Торы для каждого, чтобы тому, кто не может прочитать его сам, не было стыдно.

Однако же сам Рош не соглашается с таким объяснением. В случае, о котором говорит Мишна, объясняет он, люди отказывались приносить бикурим, т. е. отказывались исполнять заповедь Торы. В нашем же случае нет ничего страшного в том, что человеку, не умеющему читать, будет стыдно. Наоборот, пусть это станет для него стимулом научиться чтению Торы.

Поэтому Рош предлагает другое объяснение: найдутся люди, которые не умеют правильно читать, но будут уверены в том, что умеют, и, если их не вызовут читать Тору, они поднимут скандал. Во избежание таких скандалов и было принято решение о том, чтобы Тору всегда читал специальный бааль коре.

Впрочем, из Шульхан Аруха (Орах Хаим 139:1) следует, что этот обычай распространился не во всех общинах. Рамбам же в своем труде «Мишне Тора» вообще его не упоминает. Поэтому в общинах евреев — выходцев из Йемена, для которых мнение Рамбама имеет первостепенное значение, до сих пор принято, что каждый, кого вызывают к Торе, читает ее сам.

Тем не менее, в наше время даже в общинах йеменских евреев вызывают любого молящегося, и, если он не может читать по свитку, то отрывок прочтут за него. Я спросил у одного выходца из Йемена, действительно ли там не вызывали к Торе того, кто не умел читать. На что он мне ответил, что такого не было никогда — не было ни одного человека, который не смог бы сам прочесть по Свитку свой отрывок.

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его