Темы: Аризаль, Мудрецы, Свобода выбора, Идолопоклонство, Каббала
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые Раввины! Хотелось бы получить ответ на такой вопрос. Я слышал, что пророчество отобрано у еврейского народа со времен разрушения Первого Храма. Но как это можно сопоставить с тем, что некоторым мудрецам Каббалы были откровения и явные пророчества?
К примеру, Ари а-Кадош говорил, что на берегу Нила обрёл дар ясновидения, ему начал являться пророк Элияу и что он мог беседовать с душами умерших людей, чтобы находить могилы праведников Галилее. И что он знал гильгуль каждого человека, и что к нему приходили многие узнать, в чем они согрешили в прошлой жизни, чтобы раскаяться и исправиться.
Также я слышал много подобного о Бааль Шем-Тове. Так если пророчество было совсем отобрано у Исраэля, как всё это возможно? С уважением, Руслан
Здравствуйте, Руслан!
Вы задали интересный вопрос. Чтобы ответить на него, следует, прежде всего, понять, что же такое нэвуа (пророчество) и почему оно было «отобрано» у еврейского народа.
Существуют разные виды постижения реальности. Творец изначально заложил в человеке способность постигать и оценивать мир и всё, что его наполняет. Но у этого постижения есть уровни.
Наиболее естественный и распространённый вид постижения состоит в использовании человеком врождённых способностей. Когда кто-нибудь пытается изучить то или иное явление, он собирает данные, как можно больше, изучает всю доступную информацию, углубляется в суть вещей. В конечном счёте, усилия приносят плоды — человеку удаётся, в той или иной мере, разобраться в природе изучаемого предмета. И это то, что мы называем естественным интеллектуальным познанием. Оно работает в области естественнонаучных дисциплин и технологий.
Но есть более высокий уровень постижения. К врождённым способностям подключается некая духовная составляющая, которой Творец наделяет конкретного человека, позволяя ему увидеть духовную подоплёку вещей, понять их значение в полной мере.
Человек, обладающий таким даром, видит предметы и явления с удивительной ясностью, словно в мозгу у него зажигается дополнительный свет, и это позволяет оценивать их в их истинном значении, видеть их первопричину, многослойность и глубину. Включая видение скрытых свойств предметов и явлений и их потенциала.
Когда человек постигает мир при помощи этой духовной составляющей, ему удаётся видеть дальше и глубже, чем если бы он шел естественным путём, о котором сказано выше. И это то, что называется руах а-койдэш — «духовное возвышенное зрение».
Руах а-койдэш проявляется у разных людей по-разному. Это зависит от того, насколько интенсивен в человеке такой духовный дар. Зависит это и от времени и способа, каким человек этот дар обрёл. Главной особенностью познания через руах а-койдэш является его полная ясность и конкретность.
Впрочем, руах а-койдэш бывает и неосознанным. И это — низшая степень его проявления. Человек, порой сам того не понимая, получает знания, которые пришли как бы ниоткуда. То есть, воздействие Свыше к нему приходит как бы ненароком, тайно.
В таких случаях человека настигает озарение или особое чувство, когда, казалось бы, ничто этого не предвещало. Быть может, это то, что мы называем интуицией и вдохновением. И, всё же, настоящий руах а-койдэш обычно осознаётся его носителями.
Есть ещё один уровень познания, который превосходит руах а-койдэш. Этот уровень называется нэвуа — пророчество. Суть пророчества состоит в непосредственной и осознанной связи с Творцом, когда передача информации от Создателя к тому, кто обладает пророческим даром, происходит как бы по прямому каналу. Эта связь настолько явственна, что пророк ощущает ее так, как обычный человек познаёт материальные явления с помощью своих органов чувств. И это был тот дар, которым обладали еврейские пророки. Их было немало, но записаны пророчества только тех из них, чьи предвидения актуальны для всех поколений.
Прекратилось же пророчество в еврейском народе, а затем и в среде остальных народов, когда мужи Великого Собрания — после разрушения Первого Храма — приложили неимоверные усилия, чтобы уничтожить стремление евреев к идолопоклонству. Хотя пророческий дар служит противовесом идолопоклонству, мудрецы опасались, что указанное стремление, из-за которого Храм был разрушен, вновь пересилит и приведет к новому разрушению. Как только стремление к идолопоклонству сошло на нет, способность к пророчеству у евреев также пропала.
И это было неизбежно. Сохранение пророческого дара нарушило бы равновесие в мире и лишило бы человечество свободы выбора.
Что же осталось? Руах а-койдэш. Им обладали и обладают в той или иной степени множество людей. Однако выдающиеся личности, подобные Аризалю, Бааль Шем-Тову, одарены им в высокой степени. Как правило, у этих людей — высокие духовные качества, это праведники и главы поколений.
В ответе использованы материалы из книг: Рамхаль «Дэрех а-Шем», часть третья «Ле инъян руах а-койдеш у-нэвуа»; Рав Элияу-Элиэзер Деслер «Михтав мэ-Элияу» (т. 3, с. 277).
С уважением, Александр Красильщиков
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Аризаль — автор основополагающих книг Каббалы.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Один из величайших кабалистов всех поколений
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Что говорит об этом Шивхей а-Ари?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Тора — это духовное ядро, а мир — ее физическое воплощение.
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Яков Гельфман
Всевышний справедлив, а люди — не всегда...
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
На одном из форумов, говоря о жестокости древних евреев к иноверцам, привели цитату из трактата Сангедрин. Нет ли здесь фальсификации?
Рав Бенцион Зильбер
Всевышний дал законы, которые не могут быть исполнены?
Рав Яков Шуб
Почему нельзя устраивать состязания голубей?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Неужели мы такие же, как они?
Рав Моше Сытин
Как поддержать существование мироздания?
Рав Яков Шуб
Как определяется, кто праведник, кто грешник, а кто «середнячок»? В чем проблема с «середнячками»? Бывают грешники, у которых заслуг больше, чем грехов? Чем «средние» хуже грешников? Кто записывает нас в Книгу жизни или, не дай Б-г, в другую книгу?
Рав Ашер Кушнир
Рав Яков Шуб
Как еврейский день любви связан с Йом-Кипуром? Почему еврейские девушки водили хороводы в виноградниках в Йом-Кипур? Что Всевышний делал за 40 дней до создания мира? Какое время больше подходит для сближения между людьми и создания семьи?