Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как организовать учебный процесс и перестать прокрастинировать?

Темы: Иштадлут, Предназначение, Работа, Самосовершенствование, Самоконтроль

Отложить Отложено

Здравствуйте! Очень хочу найти средства относиться более добросовестно к учёбе (в вузе), организовать рабочий процесс и перестать прокрастинировать. Так как мне часто не хватает усидчивости и силы воли и я делаю все не по порядку и в последний момент, извлекая, таким образом, далеко не максимум пользы из полученных знаний и умений.

Я из-за этого переживаю, и это бьёт по моей самооценке и побуждает к самоуничижению: ведь это моя основная деятельность, которую я выполняю плохо. Я понимаю, что Б-г дал мне ум и возможность развиваться, чтобы впоследствии создавать что-то полезное для общества, но я их не использую.

Ещё и родители расстраиваются, за это вообще очень обидно, они ведь мне помогают... Я знаю, что у иудаизма есть ответы на все вопросы и хотела бы знать, что говорит иудаизм по этому поводу. Анастасия

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Анастасия!

Давайте сначала отметим Ваши достоинства.

У Вас есть знания и умения, и Вы понимаете, что Б-г дал их Вам для того, чтобы использовать на благо общества.

А ведь о многих людях всего этого сказать нельзя.

Есть достаточно тех, кому знания и умения не даны. Или Б-г им не дал потому, что у них иное предназначение в жизни, или — Он дал им шанс, а они не взяли. Были на уроках, да прослушали их. Могли поучиться, а потратили время попусту.

Есть и другие: им знания и умения даны, но они не понимают, что даны они Б-гом, и приписывают все успехи себе, зазнаются. Думают, что они лучше других. Что имеют право унижать других, наступать на них. Если и делают что-то на благо общества, то ожидают благодарности и чуть ли не обожествления, признания, что они самые-самые.

А есть и те, кто не понимает, что знания и умения даны для того, чтобы использовать их на благо общества, и мало беспокоятся о том, чтобы делать что-то на практике. Думают, что сам по себе ум — достоинство, которое делает их лучше «дураков» — хотя последние, если на практике приносят пользу в меру способностей, на самом деле лучше гениев, которые сидят и ничего не делают или болтают и умничают впустую.

Или же они могут что-то делать, но — не прилагая максимума усилий, потому что думают: они и так умны и способны и без особых стараний добьются результата. Хотя на самом деле Б-г ожидает от каждого человека максимальных усилий, а выдающийся ум и способности означают лишь то, что и достижения должны быть выдающимися, результатом умножения способностей на усилия.

Иными словами: если ты Моцарт, то изволь написать 41 симфонию и 27 концертов для фортепиано с оркестром (плюс еще многое другое) до 35 лет, а если напишешь меньше, Б-г спросит и ранней смертью оправдаться не удастся. Хотя это означает, что за один год напишешь целых 3 симфонии, за другой — целых 5 концертов, трудясь в поте лица: они все-таки сами не пишутся, да и жизненные обстоятельства при этом легче не становятся.

Такими вот разными бывают люди.

У Вас же: 1) знания и умения даны; 2) Вы понимаете, что они даны Б-гом; 3) Вы понимаете, что они даны с целью делать добро и приносить обществу пользу. Понимаете ответственность.

И к помощи родителей относитесь ответственно, а не как те, кто принимают ее как должное и долго (а то и никогда) не перестают быть избалованными недорослями.

Так что у Вас есть и знания, и умения, и скромность, и ответственность, и стремление делать добро, приносить обществу пользу. Все это — несомненные достоинства, и Вам стоит их осознать. Уже это достаточное основание для приличной самооценки. Не так уж все плохо.

Остается лишь продвигаться дальше — в чем, опять же, Вы не хуже других: ведь идеальных людей нет, каждому есть, что улучшать. Просто проблемы других людей Вы во многих случаях не видите, а видите лишь красивый фасад. Но это не значит, что у всех всё хорошо и только у Вас проблемы. У всех проблемы. Не те, так другие, и если бы Вы узнали, какие проблемы у других, в большинстве случаев не захотели бы с ними поменяться.

Конкретная проблема, которую Вы описали, не представляется особо ужасной. Дело просто в практической организации работы, желание и способность выполнить которую, как Вы пишете, у Вас уже есть. (А то попробуйте внушить желание тому, у кого его нет. Или способность, если просто «в мозгах чего-то не хватает». У Вас же, похоже, в этом плане все в порядке, слава Б-гу).

И по типу эта проблема не уникальна: склонность к прокрастинации, к тому, чтобы делать всё в последний момент, — распространенная человеческая черта. В этом, по сути, заключается действие известного «закона Паркинсона»: работа занимает столько времени, сколько на нее отводится. То есть, если на нее отведено короткое время, человек собирается и делает ее быстро, чтобы успеть.

Если же времени отведено достаточно, человек сначала чувствует, что еще есть время и торопиться необязательно, и только когда начинают поджимать сроки, осознает, что все-таки торопиться надо, а то не успеет. И в результате, даже если успевает, то только ту работу, которую сделал бы и за более короткий срок. Хотя мог бы начать раньше и делать всё без спешки, а то и достичь большего.

Все мы в той или иной мере проявляем это свойство, включая и меня самого. Так что эта склонность не должна вызывать у Вас чувство неполноценности и рушить самооценку.

Что касается решения, идеальное, конечно, найти трудно, но какие-то идеи предложить можно.

Так, если Вы «прокрастинируете» до того, как начнут поджимать сроки, стоит эти сроки сократить. То есть разбить выделенное для работы время на более короткие отрезки и соответствующим образом разделить работу на этапы. Если, например, выделено несколько дней, то решить: сегодня я делаю то-то и то-то, первый этап, завтра — второй этап и т. д.

А то вся работа по объему может показаться большой и вызвать страх и отчаяние: как же справлюсь?! А не надо со всем сразу справляться, надо для начала — только вот это, потом — это, и так далее. Или, если есть несколько часов, разбить на часы. Разумеется, с учетом конкретики, в зависимости от того, что и как целесообразно делать, и заданных рамок распорядка дня.

Если надо, можно физически расписать работу по этим этапам и следовать своему расписанию.

В любом случае, если у Вас есть трудности в выполнении работы в правильном порядке, то стоит заранее расписать этот порядок и следовать тому, что написано. Если для составления самого расписания трудно организовать свои мысли, можно попросить кого-нибудь помочь Вам — не стыдно не знать, стыдно не учиться — и вообще не прилагать те усилия, которые необходимы для решения проблемы.

В целом полезно разбивать рабочий день на отрезки, на каждом из которых сосредотачиваться и работать в полную силу, а между ними — перерыв, отдых, как между уроками в школе.

Если трудно следить за временем и нет внешних напоминаний типа школьного звонка, можно ставить себе будильник, создавать напоминания в телефоне и т. п. Чтобы «отбивали» каждый нужный отрезок времени — каждый раз, когда надо что-то сделать, закончить, перейти к следующему этапу или отдыху. (Необязательно немедленно «подчиняться» звонку и переходить к следующему этапу, если Вы, например, посередине мысли или предложения/формулы. Просто это сигнал, который напоминает Вам о необходимости сосредоточиться, подтянуться и двигаться дальше).

Полезно также вставать рано утром: тогда есть ощущение свежести и чувство, что «весь день» в Вашем распоряжении, можно многого достичь, и появляется стремление использовать возможность по максимуму. Если же встаем поздно, то ощущаем, что «поезд уже ушел», уже не получится по максимуму и зачем стараться — даже если на самом деле еще можно много чего сделать. (В таком случае надо все-таки постараться себя настроить, чтобы не терять весь день, но легче, когда удается рано встать).

Такие вот идеи, разумеется, весьма общие, и насколько они полезны и применимы на практике, зависит от Ваших конкретных обстоятельств и задач. Но, насколько мог, попытался подать Вам идеи, если есть дальнейшие вопросы или неразрешенные проблемы, не стесняйтесь спрашивать, делиться. Ответов «на все вопросы» у нас, смертных, нет, но как можем, постараемся помочь.

Наилучших Вам успехов вообще и продуктивности в частности.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его