Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не будьте, как рабы, служащие господину ради награды, а будьте, как рабы, исполняющие работу бескорыстно, — и пусть будет в вас трепет перед Небесами»Пиркей Авот 1, 3

В предвкушении — сила!

Отложить Отложено

 

 

 

Автор книги «Сфат Эмет» ребе из Гур рав Йеуда Арье Лейб Алтер (1847–1905)

 

 

 

– Что означает словосочетание  «шомер шаббат»? — спросил я группу молодых людей, изучающих иврит в программе RAJE на Брайтоне. Мы разбирали слово «шомер», означающее «сторожит» или «хранит».

 

– Так называют человека, который соблюдает шаббат, — ответила Ривка.
– А я знаю, что значит «шомер негиа», — не без гордости сказал Александр, добавив с улыбкой: — К сожалению, знаю.
– Слово «негиа» в этом контексте означает «прикосновение», — пояснил я. — Соблюдающие закон «шомер негиа» люди не дотрагиваются друг до друга до свадьбы. Но если какая-то девушка не дала тебе до себя дотронуться, Александр, то не нужно по этому поводу сожалеть, ведь это, прежде всего, тебе во благо. Этот закон призван помочь молодым людям не притупить свежести восприятия и сохранить чувства друг к другу. Мужчина должен ожидать и предвкушать возможность прикоснуться к любимой женщине. Перед свадьбой невеста считает семь дней, а ее жених с нетерпением ждет дня свадьбы. На протяжении семейной жизни жена ежемесячно отсчитывает семь дней, а ее муж с нетерпением ее ждет. И это ожидание возможности дотронуться в чем-то еще важнее, чем прикосновение, ибо оно формирует трепетное отношение людей друг к другу.
После Исхода евреев из Египта евреи отсчитали семь недель и на пятидесятый день приняли Тору на горе Синай. Мудрецы же объяснили, что смысл этого счета подобен счету невесты перед свадьбой. Обретя физическую свободу, мы с нетерпением ожидаем духовного раскрепощения — дарования Торы.
И с тех пор мы продолжаем считать дни перед праздником Шавуот, предвкушая Синайское откровение. Это трепетное ожидание формирует наше трепетное отношение к Торе и заповедям. Неслучайно человека, который соблюдает Тору и заповеди, называют «шомер Тора у-мицвот». Важно подчеркнуть, что у слова «шомер» есть еще одно очень важное значение — не только «хранить» и «соблюдать», но и «ожидать», и «предвкушать».
Когда Йосеф рассказал сны о своем будущем величии (Берешит, 37:11), то братья позавидовали ему, в то время как его отец — «шамар» — хранил, как поясняет Раши, «терпеливо ждал, когда исполнятся (пророческие сны его сына Йосефа)»…
Мы живем в весьма прагматичное время, когда многие заняты ответом на вопрос «Что делать?», забывая зачастую о важности другого вопроса: «Как делать?»
Многие ходят на работу, но работают без энтузиазма, то есть «не делают, а отделываются». Бывает, что люди совершают какие-то правильные в общем поступки, но не вкладывают в них своей души.
Кто же от этого страдает? Не только те, для кого совершаются эти поступки, но в первую очередь те, кто живут без вдохновения, без энтузиазма и без любви, которая дает человеку силы…
«Что дает нам жизненные силы? — спрашивает ребе из Гур в своем комментарии к Торе «Сфат Эмет». — Исполнение заповеди, если оно следует за трепетным ожиданием возможности ее исполнить, как сказано: “Храните (то есть ожидайте. — Л.К.) Мои законы… которые человек исполнит и будет жив ими”» (Ваикра, 18:4).
В этом предложении не сказано «законы, которые человек исполняет», а подчеркивается «исполнит», его мысли направлены на будущее, и он всегда готов выполнить волю Всевышнего. Это отношение человека к заповедям дает ему жизненные силы и радует его. Потому «шомер мицвот» — это не только тот, кто соблюдает, но и ожидает возможности сделать доброе дело — мицву.
Сыновья Аарона, Надав и Авиу, умерли, потому что «принесли пред Всевышним чужой огонь, который Он им не велел. (Ваикра, 10:1). Сыновья Аарона потеряли жизненные силы именно потому, что не исполняли заповеди. Какие бы ни были упомянуты в Торе или в Талмуде причины для исполнения заповеди, перед ее исполнением человек должен сконцентрироваться на том, что он выполняет волю Всевышнего, то есть не только на заповеди, но и в первую очередь на Том, Кто ее заповедовал…

Если мы говорим о ком-то, что этот человек «шомер Тора у-мицвот», то это не только означает, что он соблюдает Тору и заповеди, но и что он всегда ожидает и рад возможности познать что-то новое в Торе и сделать доброе дело — мицву. В своей духовной сути «шомер шаббат» — это не тот, кто видит в соблюдении субботы бремя и ожидает, когда наконец суббота закончится, а тот кто предвкушает наступление субботы и радуется возможности провести этот день с друзьями и близкими.

 

Теги: Тора, шаббат, Шавуот, суббота, праздник дарования Торы