Из цикла «Мидраш рассказывает», темы: Недельная глава, Суббота, Пожертвование, Ваякель, Мидраш рассказывает, Мидраш, Мишкан, Моше Вейсман, 39 мелахот
Раздел Ваякэль посвящен строительству Мишкана. Но описанию строительства предшествует разъяснение законов Шабата.
В день, последовавший за Йом-Кипуром, Моше собрал всю Общину Израиля и предупредил: «Работать можно в течение шести дней недели. В седьмой день вы должны воздерживаться от всякой работы».
Моше научил сынов Израиля подробным законам, касающимся тридцати девяти основных видов работ (авот млахот), которые запрещены в Шабат. Моше закончил предостережением: «Тот, кто нарушает Шабат, несмотря на то что был предупрежден, и делает это в присутствии как минимум двух свидетелей, подлежит смерти. Даже если Бейт-Дин не сможет казнить его из-за отсутствия одного из вышеупомянутых условий, он, тем не менее, не избегнет небесной кары».
Почему Всевышний повелел Моше говорить народу о соблюдении Шабата перед тем, как сообщить о строительстве Мишкана!
Царь намеревался построить новый дворец. Он собрал лучших архитекторов и долго совещался с ними. Он дал им подробные указания, как построить великолепное здание, которое рисовалось ему в воображении: порталы, входные двери и роскошное внутреннее убранство. Царица с неудовольствием заметила, что ее венценосный супруг днем и ночью думает о своем новом дворце. Во время одного из совещаний с архитекторами она проскользнула в комнату царя и пожаловалась ему: «Ты так поглощен своими планами, что совсем забыл обо мне!»
Царь признал справедливость ее замечания. Он немедленно приказал, чтобы на следующий день был устроен прием в честь царицы.
Так же пожаловался Ашему Шабат: «Ты освятил меня во время шести дней Творения. Теперь евреи, по-видимому, осквернят меня из великой любви к Мишкану, который они возводят для Тебя!»
Поэтому Ашем повелел Моше вновь напомнить народу, что законами Шабата нельзя пренебрегать, даже строя Мишкан.
Помимо многих других правил Моше научил сынов Израиля и тому, что в Шабат запрещено зажигать огонь. (Священнослужителям разрешалось зажигать огонь в Храме для принесения жертв в Шабат. Однако им запрещалось выполнять эту работу для личных целей.)
Нечестивый император Адриан бросил вызов р. Иеошуа бен Ханания, сказав: «Я более велик, чем ваш учитель Моше!»
«Как так?» — удивился р. Иеошуа.
«Очень просто. Я жив, а он умер. Разве в ваших книгах не сказано: “Живая собака лучше мертвого льва” (Коэлет 9:4)?»
Р. Иеошуа сказал ему: «Я соглашусь с тобой, если ты сможешь выполнить одно условие. Издай закон, запрещающий твоим подданным зажигать огонь три дня подряд».
«Нет ничего проще!» — согласился Адриан. И издал такой закон.
Вечером оба они поднялись на террасу дворцовой крыши.
Р. Иеошуа взглянул на город и заметил вдалеке дым, поднимающийся из трубы одного дома. «Разве ты не запретил зажигать огонь?» — спросил он императора.
В дом был отправлен гонец. Он вернулся с известием, что там живет знатный человек, которому врач предписал пить горячие напитки, чтобы вылечить простуду. Для этого он и зажег огонь.
«Вот видишь, — обратился к Адриану р.Иеошуа бен Ханания. — Твои подданные не выполняют твоих приказов даже при твоей жизни. Этот человек без труда мог подождать еще день и не зажигать огня. Наш учитель Моше предостерег нас две тысячи лет тому назад: “Не зажигайте огня в Шабат”, — и по сей день ни в одном еврейском доме в Шабат не зажигают огня!»
В местах, где люди пренебрегают законами Шабата, часто возникают пожары: если евреи не обращают внимания на запрещение Всемогущего зажигать огонь в Шабат, Он наказывает их тем, что вспыхивают их собственные дома.
В пяти местах в Торе приводится описание переносного Святилища и его принадлежностей:
— Ашем дал Моше подробные указания в разделе Трума.
— Эти указания повторены в более общем виде в разделе Ки тиса (см. Шмот 31:1—11).
— Моше передал основные принципы строительства Мишкана Общине Израиля в разделе Ваякэль, сказав, что каждый сведущий в деле человек должен участвовать в строительстве.
— В четвертый раз Тора сообщает о том, как были исполнены приказы Ашема, упомянув отдельно каждую принадлежность (см. 36:8—39:2).
— В пятый раз Тора вновь перечисляет сосуды Мишкана уже после того, как их изготовление было закончено и они были принесены к Моше (см. 39:33—43).
Почему Ашем посвятил столько разделов Торы вопросу о Мишкане! — Эти повторы должны показать нам, сколь важен и велик Мишкан в глазах Всевышнего.
В Торе есть и другие примеры повторов. Ашем пять раз повторяет слова Клаль-Исраэль (Община Израиля) в одном стихе (см. Бемидбар 8:19). Таким образом Он выражает Свою великую любовь к Своему народу.
Наследный принц впервые пошел в школу. Его отец не мог скрыть своего беспокойства за принца, который никогда раньше не выходил за пределы дворца. Царь все время спрашивал придворных: «Мой сын уже вернулся из школы? Когда он вернулся? Час назад? Он уже пообедал? А чем он занят сейчас? Ему надо отдохнуть».
Повторное описание в Торе является выражением озабоченности Ашема и той важности, которую Он придает событию. Так, описание встречи Элиэзера, слуги Авраама, с Ривкой, будущей женой Ицхака, приведено в разделе Хаей Сара дважды. И это свидетельствует о том, что не только сами наши патриархи, но даже разговоры их слуг дороги Ашему.
Хотя заповеди, относящиеся к Храму, не имеют к нам сегодня практического отношения, за изучение разделов Торы, посвященных Мишкану, нам обещана великая награда. Мы получаем награду за изучение расположения Мишкана и его принадлежностей и, конечно же, за то, что вникаем в их внутреннее символическое значение.
Наши мудрецы утверждают, что на того, кто изучает законы, относящиеся к жертвоприношениям, на Небесах смотрят как если бы он на самом деле принес жертву. Точно так же того, кто изучает главы, относящиеся к Мишкану, приравнивают к тому, кто действительно помогал его строить. Изучением этих законов мы приближаем возвращение Шехины в Цион.
Моше созвал собрание и передал сынам Израиля повеление Всевышнего построить Мишкан. Это собрание Общины Израиля, созванное во имя Неба, искупило предыдущее нечестивое сборище, потребовавшее установить золотого тельца.
Когда народ узнал, что Шехина Ашема будет пребывать в Мишкане в знак прощения греха золотого тельца, радость его не знала границ. Сразу же стали поступать пожертвования. Люди жертвовали не только заимствованные у египтян золото и серебро, но и личные драгоценности. Этим они исправили свой дурной поступок, когда жертвовали украшения для тельца. Женщины, которые отказались пожертвовать что-либо из своих украшений для золотого тельца, стали теперь первыми, кто вызвался принести все свои драгоценности для Мишкана.
В течение всего лишь двух дней было собрано более чем достаточное количество материалов. Однако пожертвования продолжали поступать. Сборщики ходили по лагерю и призывали народ прекратить жертвовать.
В этих активных пожертвованиях на Мишкан проявилась природная щедрость сынов Израиля.
(По сей день евреи известны своей щедростью в делах благотворительности. Но щедрость, как и все остальные качества, будет направлена неверно, если ею не руководит Тора. Поэтому простой еврей должен советоваться со знатоком Торы, чтобы определить, какие цели достойны внимания, какие являются самыми неотложными и сколько денег выделить на каждую.)
— Он сострадателен.
— Он скромен.
— Он совершает хэсед (творит добрые дела).
Эти качества настолько присущи нашему народу, что, встретив еврея, лишенного их, можно предположить, что у него нет предков, стоявших у горы Синай.
Моше объявил, что все Б-гобоязненные мужчины и женщины приглашаются прясть и ткать полотнища и изготовлять детали стен Мишкана своими собственными руками.
На этот призыв откликнулись и мужчины, и женщины. Они приносили Моше изготовленные ими образцы. Специальностью сведущих женщин было прядение козьей шерсти для полотнищ. Шерсть была тонкой и жесткой, и прясть ее было очень нелегко.
Всякого, кто вызвался строить Мишкан, Ашем наделил особой мудростью. Рассматривая принесенные ему образцы, Моше увидел, что все они соответствуют описаниям, данным ему Ашемом. Он был счастлив.
Б-жественная мудрость вдохновляла не только тех, кто помогал строить Мишкан. Даже животные, работавшие на строительстве, были наделены особым чутьем: домашние животные, которые перевозили брусья, сами знали, по какой дороге им идти, а дикие животные, чьи шкуры использовались при строительстве, сами приходили в стан Израиля.
И Бецалель, и Аолиав были наделены Б-жественным Пониманием, что дало им возможность сделать сосуды Мишкана именно так, как повелел Ашем, и вырезать даже самые сложные формы.
Кажется странным, что ни Аолиаву, ни кому-либо другому из числа Б-гобоязненных людей, помогавших построить Мишкан, в Торе не воздается должное. Все заслуги приписываются одному Бецалелю. Тора каждый раз говорит: «И он сделал это», что является ясным указанием на одного Бецалеля.
Дело в том, что Бецалель занимался строительством не только в физическом смысле. Он трудился также в духовной сфере. Он прилагал невероятные умственные усилия, чтобы понять глубокое значение каждого предмета. За эти высокие духовные усилия Ашем наградил его, наделив Духом Святости в высшей степени, так что Бецалель смог проникнуть в самую сущность каждого предмета. Тора приписывает все строительство Мишкана одному Бецалелю, поскольку, одухотворяя каждый предмет своими святыми мыслями, он стал его духовным творцом, нанося на каждую принадлежность Мишкана завершающие штрихи.
Община Израиля говорит о себе: «Шхора ани венава. Я черна, но прекрасна» (Шир Аширим 1:5).
Но разве чернота и красота не исключают одна другую?
Каждое из этих свойств относится к определенному этапу в истории народа Израиля. Сказано этим следующее:
— Я черен, когда дело касается моих собственных поступков, но прекрасен, если принять во внимание дела моих праотцев.
Принцесса совершила проступок и была изгнана из царского дворца. Она была вынуждена зарабатывать себе на жизнь, собирая урожай на полях вместе с простыми крестьянами.
Но царский суд еще раз расследовал ее дурной поступок, и вдруг выяснилось, что ее нельзя винить в случившемся. Злополучное событие произошло из-за одной из дворцовых служанок.
Принцессе предложили вернуться в царский дворец. Но она уже больше не была той прелестной девушкой, какой ее знали раньше. Ее нежная кожа огрубела от солнца и ветра. Она загорела и казалась черной и безобразной. Знатные люди, являясь во дворец с визитом, усмехались при виде смуглой принцессы. (В те времена цвет загара не был в моде и почете, как ныне.)
«Почему вы смотрите на меня свысока? — спрашивала их принцесса. — Мне нужны лишь время, хорошая мазь для притираний и несколько хвойных ванн, чтобы снова стать прежней. Это сделает меня такой же прекрасной и белой, какой я была раньше. А вы родились темнокожими! И даже мазь вам не поможет!»
Как только вожди колен услышали, что Ашем хочет, чтобы был возведен Мишкан, они предложили Моше: «Мы одни дадим все необходимые материалы для переносного Храма. Общине не нужно ничего жертвовать».
Главы колен считали, что Шехина предпочла бы пребывать в Мишкане, построенном на их пожертвования, а не в Мишкане, построенном на приношения всего народа. Во-первых, они не были причастны к греху тельца. Кроме того, их пожертвования — это пожертвования от чистого сердца, потому что по своей мудрости и свойствам характера они были выдающимися людьми. Они верили, что построенный ими Мишкан будет обладать большей духовной ценностью.
Однако Моше ответил: «Ашем сказал мне, чтобы я принимал приношения от всякого, кто захочет пожертвовать!» Тогда вожди решили не жертвовать вместе с Общиной, а восполнить в конце то, чего будет недоставать.
Они думали, что, если строительство Мишкана будет завершено благодаря их пожертвованиям, Ашем станет смотреть на них так, как если бы они построили все сооружение.
Но они недооценивали щедрость сынов Израиля, жертвовавших охотно и с любовью. Евреи приходили к Моше толпами — и мужчины, и женщины, горя желанием выполнить мицву.
За два дня евреи принесли все необходимые материалы. Так что отпала необходимость в участии вождей.
«Вожди» по-еврейски — несиим. В тексте Торы (см. Шмот 35:27) в этом слове отсутствует буква юд. Это показывает, что они потерпели неудачу. Хотя у них были добрые намерения, они были неправы, откладывая выполнение мицвы.
Когда несиим увидели, что материалов больше не нужно, они пожертвовали драгоценные камни для эфода и хошена.
Слово «наси» (во множ.числе несиим) в данном стихе указывает на чудо (нес): облака каждое утро приносили на землю драгоценные камни вместе с маном.
Позднее вожди поспешили первыми принести жертвы Освящения (корбанот милуим), чтобы исправить свою ошибку.
Среди множества других даров праведницы приносили для строительства Мишкана свои медные зеркала. Увидев это, Моше подумал: «Как могу я принять их дар? Это ведь орудия ецер ара».
«Не отказывайся от зеркал, — поправил его Ашем. — Благодаря этим зеркалам сыны Израиля умножились в Египте. Еврейские женщины пользовались ими во имя Неба, чтобы нравиться мужьям и продолжать рожать детей в египетском рабстве».
Ашем повелел Моше: «Возьми эти зеркала для строительства умывальника. Еврейские женщины использовали эти зеркала лишь ради святых целей. Поэтому в будущем жен, подозреваемых в неверности, будут проверять водой из сосуда для омовений. Они подвергнутся испытанию, чтобы определить, так же ли они чисты и святы, как их матери».
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.