Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему у людей разная внешность?

Темы: Предназначение, Адам, Плодитесь и размножайтесь

Отложить Отложено

Здравствуйте, Ребе! У меня немного странный вопрос к вам, но, надеюсь, он уместен: почему у людей разная внешность? Спасибо за будущий ответ! Никита

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Никита!

Мудрецы Талмуда явно сочли бы Ваш вопрос вполне уместным, т. к. они напрямую его обсуждают. Они спрашивают (Санедрин 37а): почему изначально был создан только один человек, а потом от него произошли остальные люди (в отличие от животных, которые сразу были созданы во множестве)?

И дают, среди прочих, такой ответ: это демонстрирует величие Творца: человек штампует множество монет с помощью одной печатки-штампа, и все монеты одинаковы. А Творец «штампует» всех людей «печаткой» с изображением первого человека, но все люди выглядят по-разному.

Явление, действительно, чудесное: вроде бы, все созданы по одному «трафарету», одной модели. У каждого лицо: глаза, рот, нос и т. д., и, казалось бы, уж сколько тут может быть вариантов? Тем не менее, их бесчисленное множество! Есть люди похожие, но одинаковых нет, даже близнецы обычно все-таки чем-то различаются. Только Б-г мог такое создать!

Но с какой целью Он создал такое разнообразие?

Мудрецы говорят (там же, 38а): как различны лица людей, так различны и их мнения и характеры.

То есть разные облики отражают и «подчеркивают» разные души. Т. к. тело — «оболочка», «одежда» души в этом мире. И так легче осознать важнейший факт: каждый человек уникален. Б-г создал его специально — для выполнения особой роли в этом мире. Поэтому надо относиться с максимальным уважением — и к другим, и к самому себе.

К другим — потому, что каждый их них занимает свое место в мире и выполняет свою роль по воле Самого Б-га. Тебе этот человек не нравится? А Б-гу, представь себе, нравится. Иначе не создал бы его. Мудрецы говорят больше: даже один человек — это целый мир. Поэтому его жизнь настолько дорога, настолько велика заслуга ее спасения и настолько тяжек грех убийства. Только Б-г может решать, должен человек здесь быть или нет. (Кроме тех случаев, когда он откровенно угрожает чьей-то еще жизни — тогда уж тот человек действует по своему выбору, а наша ответственность — защитить от гибели других людей).

Уважение к самому себе — не думать, что Б-гу ты безразличен. Что незначителен. Что ничего особенного не можешь сделать. Ведь Б-г тебя создал с твоей уникальной внешностью — и душой. Значит, ты Ему нужен! Значит, что-то можешь. И должен сделать. Так что нечего отлынивать от работы, надо выполнять свою важную миссию.

На языке мудрецов: «…каждый человек должен сказать: ради меня был сотворен мир» (Мишна Санхедрин 4:5). Не «может» так сказать, а должен! Потому что это ответственность: весь этот мир Б-г создал ради меня — как же я Ему обязан, какой же важной должна быть роль, которую я должен выполнить в Его мире!

Наконец, мудрецы приводят еще одну причину: люди созданы с разной внешностью на тот случай, если кто-то возжелает дом или жену ближнего. Если бы все выглядели одинаково, человек мог бы притвориться кем-то другим и взять чужое. А так всем будет очевидно, что он самозванец. Это, разумеется, не остановит всех воров и похотливых злоумышленников, но явно затруднит их деятельность и таким образом облегчит нормальное функционирование общества. В фантастических сюжетах мы находим много вариантов того, что можно было бы натворить, если бы существовала возможность тем или иным образом принять внешность другого человека.

Животных для этой цели настолько разными создавать не пришлось: они друг друга чуют, да и отношения самцов и самок у них устроены по-другому. Но люди распознают друг друга по внешности, у большинства есть имущество и жена, а по природе человек не склонен удовлетворяться тем, что имеет, а желает большего. Его задача — направлять это стремление в правильное русло. Но свобода выбора создает возможность и неправильного проявления этого стремления. Поэтому разные облики помогают создать определенную степень защиты от преступлений.

Такие вот идеи высказывают мудрецы, отвечая на Ваш важный вопрос.

Желаю Вам успешного выполнения Вашей уникальной миссии в жизни, отраженной, несомненно, уникальной внешностью, с которой создал Вас Б-г.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его