Темы: Мудрецы, Коэн, Политика, Пророки, Десятина, Цари Израиля, Левиты, Государство Израиль
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, в связи с недавним ответом одного из раввинов появился очень простой и в тоже время мощный (если допустимо такое выражение) вопрос: может ли религия (в первую очередь, иудаизм) в наше время быть ВНЕ политики? Такое возможно?
Казалось бы, мы уже давно должны были преодолеть все проблемы, связанные с этим, однако — увы. Приведу пример, в своих предвыборных лозунгах премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху активно использует тонкие и не совсем тонкие элементы политической пропаганды, чем сильно тревожит тонкую еврейскую душевную организацию, пытаясь сыграть на патриотических чувствах в своих интересах.
Если же иудаизм может держать свою отдельную, сугубо культурную и в большей степени духовную линию, то — как это сделать? Роман
Здравствуйте, Роман!
Вы задаете поистине непростой вопрос.
В современном обществе многие действительно высказывают идею и пожелание, чтобы религия была вне политики.
Почему? Потому что религия воспринимается как нечто «духовное». А значит, в восприятии людей, — отрешенное от мира сего.
«Религиозный», «духовный» человек сидит в своей церкви или синагоге, закатывает глаза, возносит руки к Небесам и витает в облаках, в своих духовных сферах, общаясь с ангелами. Ну, или корпит над своими священными книгами, тоже о Б-ге и высших мирах. Этот грешный мир с его борьбой ему чужд и не нужен. Живущие здесь люди стремятся заполучить разные блага или, если они альтруисты, изменить мир к лучшему, но все-таки это физический мир, и духовному человеку в нем делать нечего.
Поэтому, если религиозного человека видят в политике, в борьбе за что-то, сразу начинают подозревать: не может он тут быть с благими целями. Скорее, он, как отец Федор, вместо того, чтобы общаться с Б-гом в своем храме, возжелал бриллиантов и отправился на их поиски. «Не корысти ради!» — А ради чего же еще? «Эти религиозные» — они хотят себе денег, а если и волнуются о других, то лишь в том плане, что хотят всем навязать свою религию.
Истина, однако, состоит в том, что религия, по крайней мере, наша, очень даже связана с этим миром. Стоит хоть немного ознакомиться с Торой, как мы осознаем: ее цель — воспитать нас и приучить к правильной жизни в этом мире, здесь и сейчас. Огромное количество заповедей посвящено нашей деятельности в повседневной жизни. «Не убий», «не укради», «не задерживай плату работнику» и т.д., и т.п. Законы о возмещении материального ущерба, дележе имущества, разного типа тяжбах, уголовных преступлениях, отношениях между супругами занимают целые разделы Талмуда.
А о чем обычно идет спор в политике?
Во многом — о том же. Обычно дискуссия и борьба ведется между «правыми» и «левыми», «либералами» и «консерваторами». В каждой стране свой контекст, да и со временем конкретика и «линия фронта» меняются, но некоторые основные идеи с обеих сторон все-таки можно проследить. И обнаружить, что источник почти всех этих идей — Тора.
Консервативные идеи в наше время в ней найти легко. «Семейные ценности»? Почитай отца и мать. Уважение к старшим? «Пред сединой вставай и почитай старца». Однополые отношения и браки? Строго запрещены. И так далее.
Но либеральные идеи на самом деле тоже найти легко. Бесчисленное множество раз призывает нас Тора заботиться о бедных, запрещает обижать вдов и сирот. Книги Пророков подчас выглядят прямо как леволиберальная, а то и «социалистическая» агитация: клеймят богатых и власть имущих, призывают прекратить притеснять беззащитных и пришельцев. Не нужны Б-гу ваши жертвы, если руки у вас в крови и вы творите несправедливость в суде (см., например, Йешайа 1:10-17).
В эпоху дарования Торы в мире господствовало рабство, и отменить его разом было нереально, но Тора делает его максимально гуманным: «Тот, кто купил себе раба, (на практике) купил себе господина» (Кидушин 20а). Вся основа иудаизма — Исход из египетского рабства, обретение свободы, наказание угнетателей. Прототип всех национально-освободительных движений с их лозунгом «Let my people go!»
Помимо общих призывов к милосердию, Тора устанавливает налоги — разные десятины с целью обеспечить пособия бедным. Это тоже любят современные либералы. Как и образование, науку и культуру. Они существуют на десятины, которые Тора велит отдавать коаним и левиим. Ведь в эпоху дарования Торы она и была наукой, а учеными и педагогами были те самые коэны и левиты: они не только служили в Храме, но и изучали и преподавали народу Тору. Они были тогдашним эквивалентом интеллигенции и носителями культуры.
Говоря о сфере власти, Тора повелевает поставить царя — вроде бы, консерватизм, — но самому царю она повелевает не иметь слишком много лошадей, денег и жен, постоянно носить с собой свиток Торы и читать его, советоваться с первосвященником, пророками и мудрецами-интеллигенцией (Дварим 17:14-20). Не всё могут короли.
Таким образом, наша религия — это не что-то отстраненное, соблюдаемое лишь в синагоге. Это руководство к жизни. Это источник и консервативных, и либеральных идей. Обо всем, что происходит в жизни, Торе есть что сказать. И если что-то не соответствует ее идеям и ценностям, религиозному человеку трудно молчать. Какое дело раввину до политики? Большое! Такое же, как представителю любой другой профессии, пошедшему в политику из желания что-то изменить в окружающем его мире, исправить какую-то несправедливость. Такое же, как интеллигенту, который не может молчать, когда видит нечто, не соответствующее его ценностям. Нетрудно найти пошедших в политику спортсменов, артистов, певцов, изначальное ремесло которых, казалось бы, тоже вне политики, но никого это особенно не волнует.
(Впрочем, важное замечание: те религиозные люди, которые участвуют, например, в израильской политике, являются не раввинами, а профессиональными политиками. А слово «рав», которым их называют в религиозном обществе, — в наше время всего лишь уважительное обращение типа «господин». Просто люди не осознают, что с языка одного общества на язык другого временами необходим перевод, как с «иностранного», и это, по моим наблюдениям, часто вызывает трагическое непонимание или недопонимание).
Таким образом, честный и реалистичный ответ на Ваш вопрос, может ли религия быть вне политики, — нет, не может.
Другое дело, что в идеале религия — в корне политики. Поскольку Тора — источник и консервативных, и либеральных идей, она не должна рассматриваться как одна из противоборствующих, «тяжущихся» сторон. Она выше (или, как корень, «глубже») этого. И люди это чувствуют. Ведь, хотя они обычно тяготеют к тому или иному крылу, к «левой» или «правой» партии, в глубине души они понимают, что каждая из этих сторон представляет лишь одну сторону истины, а Высшая Истина — где-то посередине, «над схваткой». Возможно, в этом более глубокое объяснение их желания видеть религию вне политики — вне этой схватки, не запачканной, представляющей чистую, неискаженную, центральную Истину.
Что ж, в идеале так оно и должно быть. Да только мы живем в неидеальном мире. Особенно он таков в эпоху изгнания еврейского народа, и особенно — на том позднем его этапе, когда «истина будет сокрыта». Один из феноменов этой эпохи — основание еврейского государства на принципах лишь отчасти еврейских и возникновение в нем разных обществ, которые тоже в разной степени придерживаются этих принципов. В этой ситуации всем группам, включая ортодоксальных евреев, приходится заниматься политикой просто ради выживания, защиты своих прав и интересов, иначе их жизнь будет не менее трудной, чем в любой нееврейской стране.
Как говорят: если не хочешь заниматься политикой, она займется тобой. Неприятно, неидеально, но выбора на данный момент нет. Но, конечно, мы не перестаем молиться о наступлении эпохи, когда все принципы религии будут единодушно признаны и не придется так бороться за свои права, а можно будет в большей степени быть «над схваткой».
В том же, что касается Ваших замечаний по поводу Нетаньяху, если честно, не совсем понял, какое отношение это имеет к вопросу о связи религии с политикой. То, что говорил Нетаньяху во время избирательной кампании, — обычные политические речи, которые произносят практически все политики во всех странах, вне всякой зависимости от религии.
Представители правого политического крыла, такие, как Нетаньяху, обычно говорят о патриотизме, борьбе с угрозами национальной безопасности, недопустимости самоубийственных уступок. А в экономической сфере обычно выступают за свободу предпринимательства, снижение налогов и т. д. Тогда как «левые», «либералы» обычно говорят о необходимости достижения мира путем «болезненных уступок», о равенстве, правах меньшинств. В экономике — о регулировании рынка с целью смягчения негативных черт «хищнического» капитализма, о поддержке неимущих.
Во всех этих сферах существуют реальные проблемы, у обеих сторон есть веские аргументы, но с их помощью можно также вести пропаганду и очернять оппонентов, создавая «образ врага», играть на человеческих эмоциях и манипулировать людьми ради победы на выборах и продвижения карьеры. И хорошо еще, если дискутируют о таких насущных вопросах, а то ведь часто переходят на личности, обливают оппонента грязью, ищут компроматы и т.д.
Как сказано, всё это — атрибуты обычной политической борьбы, в которой Вы можете выбирать ту или иную сторону. Религия же в идеале должна быть над этой схваткой и представлять корни всех обсуждаемых идей. Но на практике в современном Израиле религиозному обществу приходится участвовать в схватке, чтобы обеспечивать свое выживание.
Продолжим же молиться, чтобы вскоре настало время, когда этого делать не придется и когда религия займет то положение, которое она и должна занимать.
С уважением, Меир Мучник
Читайте: тема Религия. Взгляд Иудаизма
Рав Эйтан Лембергский
То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Бенцион Зильбер
Правда, что во времена Храма было три десятины?
Рав Овадья Климовский
Рав Реувен Куклин
И как это наследуется?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Отделение десятины от дохода — Маасер ксафим»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Ашер Кушнир
Рав Эльхонон-Буним Вассерман,
из цикла «Перед приходом Машиаха»
Очерк «Перед приходом Машиаха», излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии — и на многие другие языки
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Рав Натан Агрес
Известны ли коды, связанные с Ханукой?
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: если российский народ — тоже потомки Эсава, почему он так отличается от народов Европы? Почему народ России весьма талантлив, но земля не жалеет своего народа или они ее? Чем отличается Греция от Рима, культура от циви
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: где в Танахе упоминается Ханука? Почему у христиан — книги Маккавеев, а у нас — тишина? Сколько книг должно быть в Танахе? Чем греческое изгнание отличалось от остальных? В чем смысл НЕупоминания Хануки?
Рав Яков Шуб
Как понять, сколько надо тренироваться, чтоб это было во Имя Небес?
Рав Реувен Куклин
О чём плакал рабби Элиэзер?
Рав Леви Ицхак Риц
Всё кашерное создано Всевышним для нас? Не попробовать — отвергнуть дары Творца? А если меня тошнит от мысли, что когда-нибудь придется съесть саранчу? Как иудаизм относится к удовольствиям? Аскетизм не приветствуется? Яства мешают духовности?