Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запреты притеснения сирот, вдов и рабов.

256-я заповедь – запрещение притеснять сирот и вдов. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Никакой вдовы, ни сироты не притесняйте” (Шмот 22:21).

Это запрет притеснять их как речами, так и поступками. Но с ними необходимо говорить крайне мягко и деликатно, вести дела предельно добросовестно и порядочно и относиться к ним максимально доброжелательно, стремясь во всем этом достигнуть возможного совершенства.

И тот, кто притесняет их речами или поступками, преступает этот запрет. И Ашем, да будет Он превознесен, указал, какому наказанию подлежит нарушитель данного запрета – об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если кого-либо из них ты притеснишь, то, когда возопит ко Мне, услышу Я вопль его – и возгорится Мой гнев, и поражу вас мечом, и будут жены ваши вдовами, а дети ваши сиротами” (там же 22:22-23).

 

 

257-я заповедь – запрещение использовать раба-еврея для работ, унижающих его достоинство и выражающих пренебрежительное отношение к нему. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “И если обеднеет твой брат у тебя и продан будет тебе, не порабощай его рабской работой” (Ваикра 25:39).

И объяснено в Сифре (Беар): “Чтобы он не таскал за тобой твою циновку и не носил за тобой в баню твою одежду”. Здесь имеется в виду маленькая циновка, которую раб носит за своим господином, чтобы господин мог отдохнуть на ней, когда устанет в пути. И также запрещено возлагать на раба-еврея любые виды работ, подобные этим. Но его можно использовать только для услуг, выполняемых, как правило, наемными работниками, от которых требуется согласие на осуществление ими данной работы. Сказал Ашем, да будет Он превознесен: “Как наемник, как поселенец пусть будет он у тебя” (там же 25:40).

 

 

258-я заповедь – запрещение продавать раба-еврея подобно тому, как продают рабов: выставлять его на рынке рабов, объявлять об его продаже и устраивать вокруг него торг. Так нельзя делать ни в коем случае – но можно продать его с соблюдением необходимой деликатности и корректности по отношению к нему. И об этом Его речение, содержащее этот запрет: “Не должны они быть продаваемы, как рабы” (там же 25:42).

И в Сифре (Беар) объяснено: “Не должны они быть продаваемы, как рабы” – чтобы ты не объявлял об его продаже на невольничьем рынке и не выставлял его на помост, на который выставляют невольников для продажи”.

Этот запрет, вне сомнения, распространяется также на преступника, похитившего еврея, если он намеревается продать похищенного – ведь он продает его, как будто это его раб; и тем самым похититель преступает Его речение: “Не должны они быть продаваемы, как рабы”. Мы уже упоминали об этом выше (НД 243), и Писание указывает, что преступник (похитивший и продавший еврея) подлежит смертной казни.

Законы, связанные с выполнением этой, а также предыдущей (НД 257) заповедей, разъясняются в трактате Кидушин, в первой главе (20а).

 

 

259-я заповедь – запрещение занимать раба-еврея работой, в выполнении которой нет необходимости. Такая бессмысленная работа называется аводат парех. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не заставляй его делать бессмысленную работу” (Ваикра 25:43).

Но на него можно возлагать лишь такую работу, в которой есть подлинная необходимость.      

Сказано в Сифре (Беар): “Не заставляй его делать бессмысленную работу” – не посылай его разогреть воду, если эта разогретая вода тебе не нужна”. Т.е. запрещено заставлять его делать любые виды работы, подобные этой. И мудрецы приводят в пример самую легкую из работ, чтобы показать, что даже самую необременительную из работ можно поручать ему только в случае, если выполнение ее действительно необходимо.

 

 

Двести шестидесятая заповедь – запрещение допускать, чтобы нееврей, живущий в нашей стране, возлагал аводат парех (НД 259) на раба-еврея, который продался ему в рабство. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Как наемный работник он должен быть у него... пусть не заставляет он его на твоих глазах выполнять бессмысленную работу (аводат парех)” (Ваикра 25:53).

Ты не должен думать: поскольку этот раб согрешил, продав себя нееврею, пусть он пожинает плоды своего проступка. Но мы обязаны контролировать нееврея и не допускать, чтобы он принуждал своего раба-еврея к бессмысленному труду. И объяснено в Сифре: “Пусть не заставляет он его на твоих глазах...” – эта заповедь обязывает тебя, только когда они “на твоих глазах”. Т.е. ты не обязан следить, заставляют ли раба выполнять бессмысленную работу в доме хозяина, – но заповедь необходимо выполнять только в том случае, если это происходит в поле твоего зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего