Темы: Запреты, Рамбам, Заповеди, Бизнес, Здоровье, Заработок, Жизнь, Опасность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМне предложили выгодную поездку в Китай по делам бизнеса. Сейчас, когда там бушует коронавирус, местные предприятия несут большие убытки, поэтому они готовы работать на очень выгодных для нас условиях.
С другой стороны, понятно, что мне не хотелось бы туда ехать из-за существующей опасности заразиться. Что Вы можете мне посоветовать с точки зрения еврейского закона? Алик
Уважаемый Алик,
Большое спасибо, что обратились к нам.
В тот день, когда поступил Ваш вопрос, Министерством иностранных дел в Иерусалиме и представителями Израиля в Китае было принято решение издать предупреждение о поездках: израильтянам в настоящее время настоятельно не рекомендуется ездить в Китай. В предупреждении также сказано, что те израильтяне, которые в настоящее время находятся в Китае, должны покинуть страну как можно скорее.
Прямые рейсы в Израиль из Китая и в Китай также были временно прекращены. Кроме того, Центры по контролю и профилактике заболеваний США призвали американских граждан «избегать любых несущественных поездок по всему Китаю».
Поэтому Ваш вопрос в определенной мере перешел в разряд теоретических. Тем не менее, поскольку эта тема актуальна не только во время чрезвычайных ситуаций, давайте попробуем вкратце разобрать основные моменты, связанные с ней.
Угроза жизни
Не секрет, что человеческая жизнь является наиболее значимой ценностью в иудаизме. Несколько раз Тора предупреждает нас о том, насколько строг запрет подвергать свою жизнь опасности. Например, в книге Дварим (4:9) сказано, что нужно относиться к этому максимально серьезно: «Только берегись и весьма оберегай душу твою…».
Рамбам в «Илхот роцеах» («Законы об убийце» 11:4, 5; 12:6), а также Шулхан Арух (Хошен Мишпат 427:8, 9; Йорэ Дэа 116:5) приводят несколько примеров рискованных действий, которых следует избегать. Например, нельзя проходить рядом с шаткой стеной, класть монеты в рот, пить воду из источника ночью, когда не видно, что в ней находится, и т.п.
Из приведенных примеров ясно, что необходимо избегать не только действий, влекущих реальную угрозу жизни, но даже действий, опасных потенциально.
Повседневная жизнь
В этой связи возникает уместный вопрос: в повседневной жизни человек часто подвергает себя опасности гораздо более реальной, чем в тех случаях, о которых говорили Рамбам и Шулхан Арух. На каком основании разрешено, например, летать на самолете или даже ездить на машине, когда известно, что количество аварий и дорожно-транспортных происшествий неуклонно растет?
Кроме того Шулхан Арух (Орах Хаим 219:1) говорит, что существует специальное благословение «а-Гомель», когда человек благодарит Всевышнего об избавлении от потенциальной опасности. В частности, это благословение должен произнести тот, кто пересек пустыню или море. Тем не менее, нигде в наших источниках не сказано, что следует избегать выходить в море и т.п. из-за потенциальной опасности.
Более того, один из комментаторов Шулхан Аруха, Элия Рабба (Орах Хаим 219:13), задается вопросом: почему человек, прошедший рядом с шаткой стеной, не обязан произносить благословение «а-Гомель» и благодарить Всевышнего за избавление от потенциальной опасности, как благодарит человек, пересекший море. И отвечает, что опасность при морском путешествии гораздо больше, чем рядом с шаткой стеной. Поэтому, пройдя рядом с такой стеной, не нужно произносить благословение.
Почему же тогда Шулхан Арух предупреждает нас: не ходить под шаткой стеной, но не запрещает выходить в море?
Ответ на этот вопрос мы можем найти в респонсе «Шем Арье» (Йорэ Дэа 28). Там сказано: хотя выходить в море, безусловно, опасно, это не запрещено, поскольку является частью повседневной жизни. Т.е. общество само определяет, какое поведение и какие виды деятельности являются частью повседневной жизни. И, соответственно, Галаха (еврейский Закон) не запрещает их. Поэтому, например, полеты на самолете или поездки на машине не запрещены, несмотря на потенциальную опасность.
Рав Эльхонон Вассерман (Ковец Шиурим, Ктубот 136) объясняет эту концепцию на основании талмудического изречения: «Всевышний бережет простаков». Это верно и при занятиях различными рискованными видами деятельности. Значит, человек не обязан избегать поведения и деятельности, принятых в данной местности. Получается, что в силу этого он как будто бы самостоятельно не может уберечь себя от потенциальной опасности, поэтому в такой ситуации Сам Всевышний приходит ему на помощь и оберегает его.
Этот принцип также приводится от имени рава Шломо-Залмана Ойербаха в Шмират Шабат ке-Илхата (32, прим. 2).
Риск ради заработка
Еще при рассмотрении данного вопроса необходимо учесть принцип, рассматриваемый в Талмуде (Бава Меция 112а). Тора (Дварим 24:15) предписывает нам вовремя оплачивать труд наемного работника: «В тот же день отдай плату его, чтобы не зашло солнце прежде того; ибо он беден и от нее зависит душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу и не было на тебе греха». Талмуд говорит: слова «от нее зависит душа (жизнь) его» означает, что зачастую работнику приходится подвергать свою жизнь опасности ради пропитания. Получается, в определенных ситуациях человеку не запрещено рисковать жизнью, если это необходимо для того, чтобы заработать на эту жизнь.
Этот принцип широко используется в трудах крупнейших галахических авторитетов. Например, на его основании респонс Нода би-Йеуда (т. 2, Йорэ Дэа 10) запрещает охотиться ради удовольствия, но разрешает охотиться тем, кто делает это ради пропитания, хотя это связно с риском. В свою очередь, Рав Мойше Файнштейн (респонс «Игрот Моше», Хошен Мишпат 1:104) разрешает спортивную карьеру, хотя в определённых видах спорта это связано с травмами и опасностью. А рав Элиэзер Вальденберг (респонс «Циц Элиэзер» 9:17, «Кунтрас Рэфуа» 5:9) разрешает врачу лечить инфекционные заболевания, несмотря на опасность заражения.
Следует отметить: не стоит понимать этот принцип буквально — будто бы «разрешено рисковать жизнью ради денег». Речь идет о своего рода расширении предыдущего принципа, который разрешал рискованную деятельность, если она является частью повседневной жизни.
Иными словами, существует виды деятельности, которые связаны с определенной долей риска для жизни, и вполне возможно, что в обычной ситуации человек не стал бы ими заниматься. Тем не менее, поскольку эта деятельность является необходимой для существования общества, общепринято, что людям, которые готовы заниматься ею за деньги, не препятствуют. Получается, что это также своего рода часть повседневной жизни, когда люди ради заработка готовы заниматься деятельностью с более высоким уровнем опасности, чем в обычной жизни.
Более того, это разрешено не только, когда человек не может заработать на жизнь другим способом, но и тогда, когда речь идет о дополнительном заработке (Мишна Брура, Орах Хаим 248:34).
Заключение
Рассматривая Ваш вопрос с точки зрения этих принципов, можно предположить, что туристическая поездка в Китай, вполне возможно, должна быть запрещена в данный момент.
Если же говорить о деловой поездке, то в первую очередь нужно выяснить, какова степень опасности заражения с медицинской точки зрения на данный момент. Затем необходимо выяснить, как отреагировали бизнесмены из развитых стран. Т.е. есть ли сообщение с той местностью Китая, куда Вам предложили поехать, существуют ли ограничения с точки зрения медицинской службы по инфекционным болезням и продолжаются ли деловые поездки в ту местность.
На основании этих данных можно сделать вывод, является ли деловая поездка в эту местность частью повседневной жизни, каков уровень риска, является ли риск таким, какому люди готовы подвергать себя ради заработка? В любом случае на данный момент этот вопрос является теоретическим, как мы упомянули выше.
Тем не менее в сложившейся ситуации в наших силах молиться Вс-вышнему, чтобы он помог остановить развивающуюся эпидемию и помог излечить заразившихся людей.
С уважением, Яков Шуб
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Натан Агрес
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Повторение Закона
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его