Темы: Тшува, Рабство, Талмуд, Духовное развитие, Рав Хаим Шмулевич
Написано в Торе: «И повелел Б-г Моше и Аарону, чтобы они приказали сынам Израиля и Фараону, царю Египта…» (Шмот 6,13). Иерусалимский Талмуд (Рош а-Шана 3,5) так комментирует это: «Сказал рабби Шмуэль бар-Йцхак: что Он приказал (сынам Исраэля)? Он дал им заповедь отпускать рабов…»
Об этом сказано в книге Йирмияу (34:33): «Сказал Всевышний, Б-г Исраэля: Я, Б-г ваш, заключил союз с вашими отцами в день, когда Я вывел вас из земли египетской, из дома рабства, говоря: по прошествии семи лет отпусти — каждый — брата своего, еврея…»
В день Исхода из Египта была дана заповедь освобождения рабов и ею был скреплен союз между нашими отцами и Всемогущим. Почему эта заповедь была дана именно в этот день? Ведь она может быть исполнена только после входа в Эрец Исраэль (и только при условии соблюдения законов, связанных с пятидесятым годом, йовэлъ). Почему нам было заповедано отпускать еврейских рабов до дарования Торы? Ведь тогда еще были даны не все заповеди, а только те, которые можно было выполнять сразу (например, заповедь соблюдения Субботы).
Иерусалимский Талмуд говорит (там же): «И сказал раби Хила: наказан Исраэль лишь за неисполнение заповеди “освободи раба”. Поскольку заповедь освобождения рабов была дана именно в день Исхода из Египта, за невыполнение этой заповеди евреи были наказаны более строго, чем за невыполнение всех других заповедей Торы. Говорит пророк Йирмия5у: “Сказал Всевышний, Б-г Исраэля: Я заключил союз с вашими отцами в день Исхода из земли египетской, из дома рабства, говоря: по прошествии семи лет отпусти — каждый — брата своего, еврея”. И сказал Б-г: “Вы не послушались Меня, когда Я повелел провозгласить свободу: человек — брату своему”.»
Таким образом, из Писания следует, что изгнание было наказанием за то, что евреи нарушили эту заповедь. Возникает вопрос: почему? Почему за нарушение этой заповеди народ наказан изгнанием? Потому что этой заповедью был скреплен наш союз с Б-гом в день выхода из рабства на свободу. Значимость этой заповеди была усилена тем, что она была дана в час Исхода.
Это требует пояснения. Почему значимость была «усилена» тем, что заповедь была дана в день Исхода из Египта? Разве не достаточно было бы дать нам заповедь освобождения рабов в день дарования Торы, в тот великий и грозный день, когда народ стоял у подножия горы Синай?
Объяснение таково. Человеку очень трудно освободить раба, ему трудно отказаться от своего достояния. Душа раба изнемогает и жаждет свободы, ему невыносимо ярмо порабощения, но его господин это совершенно не понимает и не сочувствует ему.
Эта заповедь была дана в день Исхода из Египта, «из дома рабства», когда еврейский народ почувствовал ни с чем не сравнимую радость свободы. Этот час выхода из рабства на свободу, из тьмы — к свету и был тем самым часом, когда люди могли осознать величие этой заповеди: «По прошествии семи лет отпусти — каждый — брата своего, еврея…»
«…И знаете вы душу пришельца, потому что пришельцами были вы в земле египетской». В тот день, когда мы сами вышли из рабства на свободу, мы могли осмыслить и принять заповедь освобождения рабов. Но со временем чувство ликования и восторга, которое охватило нас в час Исхода, остынет и забудется. К моменту получения Торы эта заповедь будет непонятна человеку и выполнить ее будет трудно. Но когда чувство только что обретенной свободы живо во всех сердцах — в этот час сердце народа открыто для принятия великого завета. Это событие и эта заповедь должны были остаться в нашей памяти на века, даже после того, как пройдет чувство радости.
Память об этом событии передавалась от отца к сыну, из поколения в поколение. И поэтому столь сильным было наказание за нарушение этой заповеди. Точно так же, как заповедь: «Вы знаете душу пришельца, потому что пришельцами были вы в земле египетской», она дана не только поколению Исхода, но и нам, и нашим детям, на все времена!
В Трактате Санэдрин говорится (19б): «То, что требовало огромных усилий от Боаза, было обычным и скромным делом для Палти бен-Лаиш». И еще сказано (Там же 20б): «Многие дочери преуспели, но ты превзошла всех». «Многие дочери преуспели», — это относится к Иосефу, «…но ты превзошла всех», — это о Палти бен-Лаиш (которому царь Шауль отдал в жены свою дочь, но он не приблизился к ней, зная, что она обручена с Давидом). «Палтиэль» (палти — спас, Эль — Б-г) спас его Б-г от греха. Что он сделал? Поместил меч между ею и собой, сказав: «Тот, кто приблизится к ней, будет пронзен мечом» (Там же).
Действительно, — чудо, что «спас его Б-г» таким странным образом. Спрашивают Мудрецьи «Что он сделал?» Ведь чудеса происходят только с теми, кто делает все возможное, чтобы избежать греха. Что он сделал? «Поместил меч между ею и собой». Но разве меч в состоянии удержать человека от греха?
Разве он не может убрать этот меч в любую минуту?
В чем же тут мудрость, в чем совет? Это был лишь миг в жизни Палтиэля, но это было великое мгновение, когда в его сердце пробудилось чувство святости и созрело твердое решение: «Тот, кто приблизится к ней, будет пронзен мечом». Однако Палтиэль знал, что он не может быть полностью уверен в том, что всегда, каждый час будет чувствовать так. Поэтому он «поместил меч», «для памяти» об этом мгновении, которое озарило его и заставило принять окончательное решение. В этом действии заложена большая мудрость, и за это он удостоился чуда.
В Торе говорится о появлении радуги после Потопа: «И будет, когда появится радуга в облаках над землею». Объясняет Раши: «Если задумаю Я привести тьму и уничтожение в мир, то покажется радуга — и вспомню Я тогда союз между Мною и вами» (Берешит 9:14). Разве Творец «нуждается» в радуге, чтобы напомнить Себе о союзе между Ним и миром? Очевидно, что нет! Просто Тора учит нас, что если человек хочет укрепить решение, которое созрело в нем в миг пробуждения (чтобы это решение не забылось после того, как пройдет озарение), — он может сделать знак в память об этом мгновении и о принятом решении.
В Талмуде рассказывается об одном человеке, который хотел согрешить с нееврейкой, но «кисти цицит ударили его по лицу и ему показалось, что это четыре свидетеля». Он удержался от греха. Впоследствии эта женщина приняла еврейство и вышла за него замуж. «Те же перины она стелила ему всегда…» (Менахот 44). «Те же перины» — в память о происшедшей в нем перемене.
В жизни каждого человека есть мгновения озарения, но главное — нужна постоянная работа над собой, чтобы не забывать о них и о решениях, принятых в эти мгновения. Они должны быть опорой человеку в будущем, до тех пор, пока он окончательно не изменится и не превратится в другого человека.
Якум, племянник раби Йоси бен-Йозера, ехал как-то в субботу на лошади и увидел, что римляне ведут на смертную казнь раби Йоси бен-Йозера за то, что тот соблюдал субботу.
Сказал Якум раби Йоси:
— Посмотри, на какую лошадь посадил меня мой господин, и на какую лошадь посадил тебя твой Господин!
Ответил ему раби Йоси бен-Йозер:
— Если так — тем, кто гневит Его, то тем более — исполняющим Его волю.
Спросил тот:
— Допустим. Но разве можно найти человека, который исполняет Его волю лучше тебя?
Сказал ему:
— Если так — исполняющим Его волю, то тем более — тем, кто гневит Его.
Слова раби Йоси запали в сердце Якума, он пошел и свершил над собой четыре казни. Увидел раби Иоси, как посмертное ложе Якума возносится ввысь и сказал: «В один миг опередил он меня и оказался в Ган-Эден» (Берешит Раба 65).
В трактате Авода Зара говорится: «Не было ни одной женщины легкого поведения, с которой бы не согрешил раби Элиэзер бен Дурдия. И сказала ему одна из них, что на Небесах не примут его раскаяния. Тогда пошел он, встал меж двух высоких холмов и сказал: “Холмы и горы! Просите милосердия для меня”. “Нет”, — ответили горы. Тогда он сказал: “Никто не может помочь мне, кроме меня самого”. И заплакал. И плакал до тех пор, пока душа не покинула его тело. И раздался Голос: “Раби Элизэру бен-Дурдия уготована жизнь в будущем мире”. Реби (раби Иеуда а־Наси) услышал это и, плача, сказал: “Можно обрести вечность в один миг”.»
Один миг есть в жизни каждого человека, и много в нашей жизни таких мгновений, но обретает будущий мир в одно мгновение только один из тысячи, — человек, для которого этот час, единственный час пробуждения, спасения и обретения вечности. Реби понял это, и поэтому он плакал: «Если существует такая сила в человеке, почему не каждый удостаивается Вечности?»
«И услышал Йитро» Что он услышал? Он услышал о рассечении Красного моря. Это известие так потрясло его, что он принял еврейство. В это время все жители Эдома были охвачены страхом. Об этом написано: «Трепет охватил тогда людей, трепетали все жители Кнаана…» Все жители Кнаана трепетали в этот час, но трепет не мог заставить их измениться.
Мы все помним воодушевление, которое охватило нас во время спасения в последней (Шестидневной — Пер.) войне. Но мы не знали, как сохранить и достойно использовать это мгновение, — и все осталось как раньше.
Единственная возможность сохранить чувство, которое бывает в моменты пробуждения и озарения — постоянно напоминать себе о пережитом. Это тот самый меч, который служит символом принятого когда-то трудного решения. И если постоянно помнить о том «единственном» миге, то в этом я вижу зарок того, что человек удостоится вечности.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.