Персидская империя или персидско-мидийское царство (Парас у-Мадай) — древняя держава династии Ахеменидов в V-IV до н.э., подчинившая на пике своего могущества 127 стран от Нила до предгорий Тибета. Персидская империя известна в еврейской истории, в основном, по книгам Танаха, таким, как книга Даниэля (Даниила) и Свиток Эстер. Началом Персидско-Мидийской империи считается завоевание царями Дарием и Киром Вавилона, а его концом — падение от рук Александра Македонского. В формате империи держава Ахеменидов просуществовала 52 года, с 3389 по 3442 год (371-318 гг. до н.э.).
Евреи в то время находились в вавилонском изгнании, куда были угнаны императором Навуходоносором (Навухаднецаром), разрушившим Первый Иерусалимский Храм (в 3338 / 422 г. до н.э.). В 3390 году (370 г. до н.э.) царь Кир разрешил отстроить Храм, но вскоре приостановил работы. Только при Дарии Втором, в 3408 году (352 г. до н.э.) строительство возобновилось. Храм был отстроен, большинство евреев вернулось в Землю Израиля — изгнание окончилось.
Оглавление
Становление Персидско-Мидийской империи [↑]
Парас и Мадай были сыновьями Яфета, сына Ноя (см. Берешит, 10:2 и коментарий Раши). Потомки Параса — персы — расселились на большой территории, примыкающей к Персидскому заливу. К западу и северо-западу от них, вплоть до Каспийского моря, жили мидийцы. Здесь возникли государства со столицами соответственно Парса (Персеполь) и Ахмата (Хемдан).
Мидийское царство вышло на историческую арену раньше, чем персидское (ср. Даниэль, 8:4,20 и ком. Раши). Оно воевало с Ассирией, которая в VII-VI вв. до н.э. находилась в зените своего могущества. В VI веке до н.э. ассирийский царь Санхерив захватил северную часть Земли Израиля и пытался покорить Иерусалим, но не преуспел (см. Млахим 2, гл.19). Но всего через 75 лет после этого Вавилонский император Навуходоносор (Навухаднецар) завоевал Ассирию, разрушил Первый Иерусалимский Храм и угнал евреев в плен. Вавилон установил свою гегемонию в регионе. Однако, Мидия воевала и с Вавилоном; известно гигантское оборонительное укрепление, построенное во времена Навухаднецара — «мидийская стена». Эти войны завершились победой мидийцев: Мидия объединилась с Персией, и вместе они завоевали Вавилонскую империю. Вавилон пал, на троне воцарились цари из Параса и Мадая, а Персидско-Мидийское царство превратилось в империю, установив свою власть практически во всех областях, ранее подконтрольных Вавилону.
Еще до разрушения Иерусалима еврейским пророкам Иешаяу (Исайя) и Ирмияу (Иеремия) было открыто, что Вавилон будет завоеван мидийцами (Иешаяу, 13:17-18, Ирмияу, 51:11,28), и что «идет народ с севера и народ великий, и множество царей поднимаются от краев земли; лук и копье держат они; жестоки они и беспощадны, голос их, как море, грохочет, и на конях несутся они; каждый готов к битве с тобой, дочь Вавилона» (Ирмияу, 50:41). Комментаторы объясняют, что упомянутые здесь цари — мидийский Дарий и персидский Кир.
В пророчествах Даниэля, относящихся уже ко времени вавилонского изгнания, содержалось предсказание о «четырех царствах», которые будут порабощать евреев на протяжении всей истории человечества, и каждое последующее свергнет предыдущее. Эти четыре царства — Вавилон, Персия-Мидия, Греция и Рим (Даниэль, главы 2,5,6,7,8). Намеки на них содержатся также в Пятикнижии — в главе Лех Леха, в рассказе о войне четырех царей против пяти (Берешит, 14:1 и ком. Раши), а также в главе Ваеце, в описании сна Яакова, когда он видит ангелов, поднимающихся и спускающихся по лестнице, уходящей в небо. Мидраш объясняет, что это ангелы-хранители четырех царств, восходящие и низвергаемые со ступеней, число которых соответствует годам существования этих царств (Берешит, 28:10 и ком.Рамбана).
Парас у-Мадай: два народа, одно царство? [↑]
Как Мидия и Персия стали одним царством? Согласно Устной Торе, мудрец и провидец Даниэль предсказал одному из слуг царя Навухаднецара, персу Киру (Корешу), что он будет властвовать над всей огромной империей. Впоследствии Кир стал царем Персии и женился на дочери мидийского царя Дария. Вместе они завоевали Вавилон и низвергли внука (по другим источникам сына) Навухаднецара, царя Бельшацара (Валтасара). Вавилон был присоединен к объединившимся Мидии и Персии. Столицей нового царства стал город Вавилон; позднее столица была перенесена в Шушан (Сузы). Поскольку Киру было известно пророчество Даниэля о падении Вавилона, в котором сначала упоминалась Мидия, он уговорил Дария взойти на престол первым, а после его смерти стал править сам.
Талмуд (Мегила, 12А) сообщает, что персы и мидийцы поделили между собой не только верховную власть, но и власть на местах — в многочисленных подчиненных им областях. Однако, следующие после Кира цари — Ахашверош и Дарий (Дарьявеш) II — были персами, поэтому царство называлось «Парас у-Мадай», дословно «Персия и Мидия» (ср. Книгу Эстер — Мегилат Эстер, где действие происходит в этой стране).
Мидраш поясняет: «когда царская власть находится у Мидии, Персия второстепенна, а когда у Персии — Мидия второстепенна» (Мидраш Раба, Эстер, 1). Поэтому и название империи менялось: во времена мидийца Дария I она называлась «Мадай у-Парас», во времена последующих царей — «Парас у-Мадай».
В отдаленных же по времени пророчествах (война четырех и пяти царей, сон Яакова, отчасти — пророчества Иешаяу и Ирмияу), речь идет только о Мидии. И наоборот: в конце человеческой истории, в эпоху Машиаха, будет актуальна Персия. О Персии говорится в 10-й главе Книги Даниэля, передающей пророческое видение Даниэля о конце дней. А в Талмуде приводится символический рассказ о том, как во времена Машиаха некоторые народы (точнее, царства) придут к Вс-вышнему просить награду. Здесь говорится именно о Персидском царстве (Авода Зара, 2Б). Уже в наше время мы видим, что такой народ, как персы, а также персидские евреи, сохранился, тогда как мидийцев давно не существует.
Персия и Мидия в пророческих видениях Даниэля [↑]
В годы правления вавилонского царя Бельшацара провидец Даниэль получил пророчесткое видение о «четырех царствах», которым суждено править на земле, сменяя одно другое. Как сказано выше, вторым из них было царство персов и мидийцев, причем, комментируя это место в Книге Даниэля, комментаторы говорят, в основном, о персах.
Еще до этого пророчество о «четырех царствах» было дано Навухаднецару во сне, разгаданном Даниэлем. Второе царство представало в виде «серебряной» части огромного идола, голова которого «из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра его из меди; голени его из железа, а ступни его частью из железа, а частью из глины» (Даниэль, 2:32-33).
Даниэль же увидел зверя, похожего на медведя: «А вот другой зверь, второй, похожий на медведя. И стал он одним боком, и три ребра в пасти его, между зубами его, и сказано ему было так: “Встань, ешь мяса много!” (Даниэль, 7:5)».
В другом видении Даниэлю предстал баран с двумя рогами: «…вот баран один стоит перед рекой, и два рога у него; рога эти высокие, но один выше другого, и более высокий поднялся позже. Увидел я, как баран этот бьет (рогами) на запад, на север и на юг, и никакие звери не могут устоять перед ним, и никто не может спасти от него; и делал он, что хотел, и стал огромным» (Даниэль, 8:3-7).
Комментаторы так объясняют смысл этих образов. Медведь — «это царство персов, которые едят и пьют, как медведь, “окутаны” (мясом — т.е. толстые), как медведь, и отращивают волосы, как медведь, и нет им отдыха (все время ходят взад-вперед), как медведь» (см. Авода зара, 2Б, Раши к Кн.Даниэля).
«Три ребра в пасти» — это три страны, которые бунтовали против Персии: то она их проглатывала, то они опять начинали бунтовать; второе объяснение — в Персии было три царя — Кореш (Кир), Ахашверош и Дарьявеш (Дарий) (Раши); третье объяснение — в царство вошло три страны — Вавилон, Ассирия и сам Парас у-Мадай. Почему ребра «между зубами»? Потому что Персия не убивала эти страны, как делал прежде Вавилон, а оставляла в живых (Мальбим).
Слова «похож на медведя» толкуются еще и так: медведь не такой сильный, как лев (в виде льва в пророчестве Даниэля предстает первое царство, Вавилон). Также и во сне Навухаднецара второе царство не золотое, как первое, а серебряное.
«Стал одним боком» — т.е. переваливался, как медведь (царство переходило от Мадая к Парасу и от Параса к Мадаю) и, в конце концов, завалился на один бок, т.е. царство осталось у Параса (Мальбим).
Что значит «Встань, ешь мяса много»? — 1. Персия не могла бы одолеть Вавилон, т.к. она была слабее (как медведь слабее льва), но Вавилону было назначено наказание за разрушение Храма, и пророки сказали Персии: «Встань, и т.д.» (Мальбим); 2. Персы ели много мяса; 3. Персы были очень богаты (Мецудат Давид).
Некоторые комментаторы говорят, что возможен также другой перевод слов о «медведе». Если перевести иначе, этот образ будет намекать на волка, и ему дается такое объяснение: во времена Ахашвероша против персов были поставлены Эстер и Мордехай из колена Биньямина, о котором сказано в благословении Яакова: «Биньямин — волк терзающий» (Берешит, 49:27).
Образ «барана с двумя рогами», один из которых «выше другого, и более высокий поднялся позже», объясняется в самой Книге Даниэля: «Двурогий баран, которого ты видел, — цари Параса и Мадая» (Даниэль, 8:20). Более высокий рог — это более сильная Персия, «поднявшаяся» после Мидии.
Цари Персидско-Мидийской империи и еврейский народ [↑]
Согласно еврейским источникам, один год империей правил царь Дарий (Дарьявеш) I Мидийский, менее трех лет — Кир (Кореш), 14 лет Ахашверош и 34 года сын Ахашвероша Дарий (Дарьявеш) II Персидский.
Из этих четырех царей только Ахашверош был, по выражению Раши, «злодеем с начала и до конца» (комментарий к Мегилат Эстер, 1). Ярый противник восстановления Иерусалимского Храма, устроивший пир по поводу того, что прошли предсказанные пророками семьдесят лет до прекращения еврейского изгнания, а освобождение не пришло; осквернивший Храмовую утварь, он подписал указ об уничтожении евреев по всей империи, составленный антисемитом Аманом. И только полное раскаяние и возвращение евреев к служению Вс-вышнему под руководством Мордехая и Эстер — праведников того поколения — не позволило воплотиться этим страшным замыслам (см. об этом в Мегилат Эстер).
Другие цари Персидско-Мидийского царства не делали зла евреям. Дарий I Мидийский приблизил к себе Даниэля. Увидев, насколько Даниэль превосходит остальных сановников мудростью и силой духа, он решил назначить его единым правителем. Тогда другие сановники уговорили царя издать указ, согласно которому запрещалось под страхом смерти обращаться с молитвой к кому-нибудь, кроме самого Дария, а затем они донесли царю, что Даниэль трижды в день молится Б-гу евреев. Царь попытался спасти своего советника, но его убедили, что «любой запрет и указ, утвержденный царем нельзя отменить» — а иначе в стране воцарится безвластие. Даниэля бросили в яму со львами, но звери не причинили ему вреда (Даниэль 6:4-23). Однако сановники утверждали, что львы не напали на него потому, что были чересчур сыты (Шохер тов64). Тогда по приказу царя Даниэль был поднят из ямы, а вместо него туда бросили всех сановников, составивших против него заговор, и львы мгновенно разорвали их на куски (Даниэль 6:24-25).
Царь Кир, которому Даниэль предсказал, что он станет императором, с благодарностью помнил об этом и, когда взошел на престол, разрешил евреям вернуться в Иерусалим и отстроить Храм (Седер адорот). Вскоре, однако, из-за доносов нееврейских народов, живших в Земле Израиля, строительство было приостановлено.
Сын Ахашвероша Дарий II не только разрешил продолжить строительные работы, но и всячески помогал евреям (см. Книгу Эзры, гл.6,7). Храм был окончен и освящен, а большинство евреев возвратилось из изгнания.
И все же, способствуя строительству Храма, Дарий думал не только о создании Дома Б-га, но и о прославлении себя и своего царства. За это он был наказан —его царство было завоевано Александром Македонским и прекратило свое существование (см. об этом в лекции рава Н.Шатхина).
Персидское царство в конце дней [↑]
В Талмуде приводится символический рассказ о том, как в конце дней Творец мира показывает всем народам свиток Торы и говорит: «Тот, кто искал Истину в Торе, пусть придет и получит награду». Сначала перед Ним предстает ангел-покровитель (малах) Рима и рассказывает о своих достижениях, но получает ответ: «Все, что вы создавали, старались вы для себя». Ангел уходит пристыженный.
После этого появляется малах Персии и говорит: «Много мостов мы построили; много укрепленных городов захватили и вели множество оборонительных войн, защищая империю. И все для того, чтобы еврейский народ мог заниматься Торой». В ответ на это звучат слова Вс-вышнего: «Все, что вы делали, вы делали для себя. Строили мосты, чтобы взимать пошлины; захватывали города, чтобы наложить дань для вашего императора; а что касается оборонительных войн — победа в них зависит от Меня». Ушел пристыженный и малах персов (Авода зара, 2Б).
Почему персы не получили награды, ведь — как справедливо полагал малах Персии — его царство, в отличии от Рима, не разрушало, а строило Храм? Ответ состоит в том, что, несмотря на это, они занимались идолопоклонством, не признали над собой власти Вс-вышнего.
И другой вопрос задается в Талмуде: почему в рассказе упомянуты только Рим и Персия? Ответ: потому что (духовные корни) этих империй просуществуют до прихода Машиаха (Авода зара, 2Б).
Идолопоклонство персов носило особый характер. Они, в отличии, например, от вавилонян, не преклонялись перед истуканами из золота и серебра. По их представлениям, в мире происходит постоянная борьба между добром и злом — богом света и добра и богом тьмы и зла. Люди должны стремиться к добру, помогать «доброму» богу своим поведением. В Талмуде встречаются указания на положительные качества персов — скромность в поведении и одежде, воспитанность (Брахот, 8Б; Шабат, 94Б; Эрувин, 29Б).
Привлекательность персов, унаследованная ими от их родоначальника Яфета, была опасной для евреев. В отличии от самого Яфета, персы не «сидели в шатрах Шема» (как это было заповедано им Свыше) — не учили Тору у еврейских мудрецов. Они не смогли постигнуть Единства Творца, их сознание осталось расщепленным, они не видели связи между добром и злом,
материальным и духовным (отсюда, возможно, и происходит и название «Парас»: от слов «прусот» — «куски», «лифрос» — «разрезать» — ср. Мидраш Раба, Эстер, 1).
Еще в пророчестве Иешаяу было высказано опасение, что религия персов привлечет к себе евреев, слабых духом, и они забудут духовные ценности своего народа. Иешаяу учил евреев свято верить в Единство Б-га, который создает свет и тень, добро и зло. И даже то, что кажется человеку злом, тоже происходит по воле Всевышнего и не осознается как добро лишь в силу человеческого несовершенства. Находясь в изгнании в Персидском царстве, евреи вспоминали слова пророка и не поддались влиянию персов (см. об этом в книге р.Ойербаха «История еврейского народа»).
Однако «дух» персидского сознания — его расщепленность, непонимание Единства мира — сохранился до нашего времени. Не случайно Талмуд говорит о том, что Персидское царство (его духовный источник) будет существовать до времен Машиаха. Не так давно высказывалась идея, основанная на трудах Маараля — о том, что продолжением древней Персии в каком-то смысле является арабский мир. Наряду с царством Рима-Эдома (западной цивилизацией), он находится в настоящее время «у власти».
С приходом Машиаха человечество преодолеет расщепленность своего сознания и в полной мере осознает Единство Б-га.