Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Четверо называются злодеями — поднимающий руку на товарища, даже если и не ударил его, берущий в долг и не возвращающий, наглый, который не уважает того, кто больше его, и тот. кто участвует в раздорах.»Мидраш

Можно ли в субботу проводить тренинги на платной основе — для пользы людям?

Темы: Суббота, Деньги, Добрые дела, Заработок, 39 работ

Отложить Отложено

Если человек проводит тренинги по субботам на платной основе — для пользы людям, опять же — и это является дополнительным заработком или основным, это запрещено?"

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

Прежде чем перейти непосредственно к ответу на Ваш вопрос, оговоримся: даже если вывод будет, что, в принципе, сам сеанс тренинга не является нарушением, важно убедиться, что проведение тренинга не связано с другими нарушениями субботы. Например, писанием (если Вы собираетесь что-либо писать на доске или в компьютере), зажиганием электричества, поездкой, переносом предметов там, где нет эрува, и т. д. Если проведение тренинга невозможно без таких действий, то Ваш вопрос отпадает сам собой: в субботу придется брать выходной.

Но, если можно обойтись без нарушений, мы «переходим на следующий уровень» и задаем вопрос: а есть ли вообще проблема зарабатывать деньги в субботу, если ничего запрещенного для этого делать не надо? Или же само по себе зарабатывание денег в субботу, даже с помощью выполнения разрешенных действий, уже запрещено?

Этот вопрос обсуждается в Талмуде и в книгах, посвященных еврейскому Закону (Галахе). Он актуален при таких видах заработка, как: преподавание и чтение лекций, проведение молитв кантором в синагоге, работа официанта, бебиситтера (няни) и т. п. Галахическое решение о тренинге будет актуальным решением и для этих работ.

Для начала обратимся к источникам. В Талмуде (Бава Меция 58а) сказано, что запрещено сидеть с ребенком в субботу за плату, поскольку запрещено получать деньги за работу в субботу. Раши объясняет, что этот запрет является постановлением мудрецов — «дэ-рабанан» — частью общего постановления, запрещающего любую финансовую деятельность в субботу.

Тем не менее, в том же обсуждении указывается возможность «облегчить» этот закон: если плата за работу, выполненную в субботу, является частью общей зарплаты за несколько дней, среди которых есть и будние дни, то выполнять эту работу за плату разрешено. Например, если человек работает на полную ставку официантом (и при этом не должен совершать никаких запрещенных в субботу действий, а только подать, убрать, помыть и т. п.), а в конце месяца получает зарплату за весь месяц, ему работать в субботу разрешено. Поскольку плата за работу в субботу включена в общую сумму, получаемую в конце месяца.

Тот же закон — и в случае, если человек получает общую сумму за неделю работы или за несколько дней работы (например: четверг, пятница, суббота), или даже за несколько часов, проработанных в субботу и в будни. Например, если работник был нанят на час до наступления субботы и на час после, работать ему разрешено. Главное, чтобы плата выдавалась общей суммой за всю работу, проделанную в будни и в субботу. Это разрешение называется «авлаа» — включение платы за работу, сделанную в субботу, в общую сумму.

Этим галахическим разрешением пользуются профессиональные канторы, которые получают плату за проведение праздничной молитвы: они специально договариваются с главой синагоги, чтобы кроме проведения праздничных молитв в их обязанности входило проведение одной или нескольких будничных молитв, это часть соглашения о найме. Тогда плата за работу кантора в праздники будет совмещена с платой за его работу в будни.

Тем не менее, чтобы это разрешение имело силу, должны соблюдаться определенные условия.

  1. Разрешение не «сработает», если взять общую плату по двум не связанным друг с другом трудовым договорам. Например, если человек был нанят одним работодателем два раза, один раз в будни и один раз в субботу, это не считается «авлаа». «Авлаа» имеет место только тогда, когда работа в будни и в субботу совершается по одному трудовому договору и работодатель не может отменить работу в будни без того, чтобы не отменить также работу в субботу. Т. е. работа в субботу и в будни должна совершаться по одному «неделимому» соглашению.
  2. Разрешение не «сработает», если брать за работу в субботу плату выше, чем за работу в будни. Поскольку тогда будет очевидно, что работник получает деньги за работу в субботу.

На основании сказанного можно сделать следующие выводы:

Если Вы проводите тренинг, состоящий из нескольких встреч, и берете плату с участников за серию встреч, а не за каждую встречу в отдельности, можно проводить тренинги в субботу, соблюдая несколько условий:

  1. Не совершаются никакие действия, запрещенные в субботу (такие, например, как писание, включение-выключение компьютера, поездки на транспорте и т. д.).
  2. Один из тренингов проводится в будний день или хотя бы частично в будний день.
  3. Участники тренинга платят за серию тренингов целиком, без возможности оплатить только часть тренинга. Иначе это считается отдельной оплатой каждой встречи.
  4. Если каждая встреча оплачивается отдельно или тренинг состоит из одной встречи, то, если часть тренинга проходит до наступления субботы или же после исхода субботы, это также считается «авлаа» и можно получать плату за тренинг в субботу. Если время начала и окончания устанавливаете Вы, то рациональным выходом будет рассчитать время тренинга так, чтобы его часть проходила до наступления субботы или после исхода субботы.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше