Темы: Йехезкель, Гордость, Лот, Грех, Пророчество, Пророки, Упрек, Сдом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему Сдом назван сестрою Исраэля? Так сказано у пророка Йехезкеля (16:49) «Вот в чем было беззаконие сестры твоей, Сдом: гордость, пресыщение хлебом, праздность была (свойственна) ей и дочерям ее, и руки бедного и нищего она не поддерживала».
Спасибо за интересный вопрос!
Сдом — «сестра» Израиля.
Все, что сказано в этой главе книги Йехезкеля является пророчеством, имеющим целью увещевание народа Израиля. Пророк обращается к жителям Иудеи и Иерусалима, сравнивая их грехи с грехами разных народов мира, включая самые нечестивые.
Так, в третьем стихе говорится: «Род твой и родина твоя в земле кнаанейца». Если эту часть стиха еще можно понять не иносказательно, а дословно, то уже вторая половина этого же стиха прямому пониманию не поддается: «…отец твой — эморей, а мать твоя — хитиянка». Если зарождение народа Израиля еще можно было связать с землей Кнаан (куда пришел Авраам и где родились Ицхак и Яаков), то ни их мать, ни их отец кнаанейцами точно не были. Поэтому слова пророка нужно понимать как упрек в том, что евреи стали ходить путями своих кнаанейских соседей.
Даже евреи соседнего царства, царства десяти колен, будучи идолопоклонниками, не совершали и половины грехов, которые совершали жители Иудеи. После всего этого Всевышний и сравнивает жителей Иудеи, Иерусалима с жителями Сдома, называя Иерусалим младшей сестрой Сдома…
Многие народы совершали самые страшные преступления. Что, например, может быть жутче человеческих жертвоприношений и сожжения детей, которые широко практиковались в те далекие времена? Однако ни за эти, ни за другие грехи Всевышний не уничтожил ни одно из тех государств и народов. В чем же была вина жителей Сдома и окрестных городов, что единственным исправлением могло быть уничтожение виновных? Ответ на этот вопрос содержится в стихе, который Вы приводите: «Вот в чем было беззаконие сестры твоей Сдом: гордость, пресыщение хлебом, праздность была (свойственна) ей и дочерям ее, и руки бедного и нищего она не поддерживала». Всевышний милосерден, Его терпение велико, но город, в котором запрещено оказывать милосердие, не имеет права на существование.
Разумеется, грехи народа Израиля не таковы, как грехи кнаанейских народов и жителей Сдома. И тяжелые сравнения, обвинения в самых страшных грехах не всегда соответствуют реальности, а призваны показать, насколько строго относится Всевышний к нашим грехам.
Приведем несколько примеров.
В трактате Шабат (54 б) рассказано, что корова раби Элазара бен-Азария ходила в субботу с лентой между рогами — для красоты. Это являлось проблемой, потому что с лентой, повязанной для красоты, она не могла ходить в общественном владении. Но мудрецы недоумевают. Как может быть такое, чтобы великий тана не выполнял законы субботы со всей строгостью!? И тут же поясняют: на самом деле, речь идет не о корове раби Элазара, а о корове его соседки. Соседскую корову украшали по желанию ее хозяйки, женщины, пользовавшейся всеобщим уважением, а раби Элазар лишь не находил в себе силы увещевать ее, возможно, не желая не портить соседских отношений. Но и этого было достаточно, чтобы чужое нарушение субботы было приписано великому мудрецу Торы.
В книге пророка Шмуэля (I 2, 3) рассказывается о грехах Хофни и Пинхаса, сыновей первосвященника Эли. Мудрецы Талмуда не только предполагают, но и доказывают невиновность Пинхаса (Шабат 55 б). Вся его вина заключалась в том, что он не пытался остановить старшего брата, совершавшего преступления. Вот за это его и упоминают вместе с Хофни, хотя он и был почти ни при чем.
Еще один пример, на этот раз очень близкий к нашей теме. В книге Судей (гл. 19) приводится страшная история «Пилегеш бэ-Гива». История настолько жуткая, что составители Танаха «спрятали» ее в конце книги. И это — несмотря на то, что она, по многим мнениям, случилась в те времена, о которых рассказывается в начале книги, во времена судьи Шамгара, сына Аната. История очень похожа на ту, что произошла с Лотом и его гостями; вспомним, что с ними собирались сделать жители Сдома. Но, несмотря на внешнее сходство, Мальбим приводит пять принципиальных различий между жителями Сдома и людьми колена Биньямина, подробно разбирая их (комментарий к Шофтим — книге Судей 19:22).
Все эти примеры иллюстрируют один принципиальный момент. Как бы пророк ни сравнивал грехи Израиля с грехами народов мира, это показывает лишь, насколько строго относится Всевышний к грехам Своих сыновей. Но всегда надо помнить о различии между народом, добровольно принявшим на себя ярмо Торы, и кнаанейцами, жителями Сдома и теми, кто им в этом подобен, греховность которых была их «основным» свойством.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография величайшего пророка, который противостоял поносившим его евреям
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Рав Эльяким Залкинд
Пока Шауль был мал в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Гордость /геава/ — это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь».
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Натан Агрес
Известны ли коды, связанные с Ханукой?
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Реувен Куклин
«Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших…»
Рав Бенцион Зильбер
Как царь может быть херувимом?
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его