Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография первосвященника, благодаря словам которого у бездетной Ханы родился пророк Шмуэль.

Эли (עלי הכהן; 2772—2870 гг. /988—890 гг. до н.э./) — первосвященник Скинии в Шило и верховный судья Израиля.

Родился в 2772 году /988 г. до н.э./. Происходил из рода Итамара, младшего сына первосвященника Аарона (см.) (Седер адорот).

По свидетельству кабалистов, был новым воплощением души первосвященника Аарона (там же).

В 2830 году /930 г. до н.э./, за год до смерти Шимшона, стал первосвященником Скинии в Шило — первым из потомков Итамара. В тоже время он стал и верховным судьей Израиля (Седер адорот).

В первый же день своего первосвященства Эли увидел во дворе Скинии женщину, которая молилась настолько неистово и так горько плакала, что сначала он посчитал ее пьяной. «Доколе будешь ты пьянствовать? — укорил он ее. — Протрезвей от своего вина!» Но женщина, которую звали Хана, объяснила ему, что она изливает душу Б-гу и рыдает перед Ним от великой скорби. «Иди с миром, — благословил ее Эли, — и Б-г Израиля да исполнит твое желание, то, о чем ты у Него просила» (I Шмуэль 1:9—17, Раши и Радак).

Его благословение сбылось: через определенный срок у Ханы, которая в течение долгих лет была бездетной и просила Творца о сыне, родился младенец, названный Шмуэлем (см.) (I Шмуэль 1:20). А еще через два года Хана привела маленького Шмуэля к Эли в Скинию, сказав: «Об этом ребенке я молилась, и исполнил Б-г мою просьбу. …И я вверяю его Б-гу на все дни его жизни» (там же 1:24—28, Радак).

Так у Эли появился ученик, а затем и ближайший помощник (там же 2:11, 2:18, 2:26, 3:1). Это было для него особенно важным, поскольку его сыновья Хофни и Пинхас свернули с праведного пути и оскверняли своими поступками Имя Б-га (там же 2:12—17, 22—22—25). Пришедший к Эли пророк предсказал ему, что его сыновья умрут за свои грехи в один день (там же 2:27—36). И подобное же пророчество было передано ему через его юного ученика Шмуэля, причем Творец предупредил, что накажет потомков Эли «за его вину, ведь он знал, как его сыновья навлекают на себя проклятье, но не обуздывал их» (там же 3:11—18)

В 2870 году /890 г. до н.э./, в дни войны с филистимлянами, сыны Израиля взяли из Скинии в Шило Ковчег Завета и перенесли его к месту битвы, чтобы Всевышний поддержал их, — а с ковчегом пошли два сына Эли. В тот же день, 10-го ияра, в Шило прибежал вестник в разодранных одеждах (это был Шауль из колена Биньямина, ставший впоследствии первым царем Израиля) и сообщил, что евреи потерпели полное поражения, сыновья Эли — убиты, а Ковчег — захвачен. Услышав о судьбе Ковчега, Эли, которому в ту пору уже исполнилось 98 лет, упал с сиденья навзничь, проломил затылок и умер (там же 4:1—18, Раши; Седер адорот; Оцар Ишей аТанах, Эли).

По свидетельству знатоков тайной мудрости, Эли был наказан также и за свой грех в предыдущем воплощении, когда первосвященник Аарон участвовал в создании золотого тельца (Седер адорот).

После смерти Эли Скиния была перенесена из Шило в город Нов (Звахим 118б; Седер адорот). В течение некоторого времени его потомки еще оставались первосвященниками (I Шмуэль 14:3, Раши), но при царе Давиде (см.) первосвященство вновь возвратилось к потомкам третьего сына Аарона — Элазара (см.) (I Мелахим 2:27, 2:35; I Диврей аямим 24:3)

с разрешения издательства Швут Ами


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»