Темы: Тшува, Йом Кипур, Изучение Торы, Рав Бенцион Зильбер, Осквернение Имени Всевышнего
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав Бен-Цион, написано, что хилуль а-Шем (осквернение Имени Всевышнего) полностью искупает только смерть. Ничего нельзя исправить? Н.
Уважаемый Н.,
Что такое осквернять Имя Б-га? Это значит воздействовать на других так, чтобы они отрицательно отнеслись к соблюдению заповедей. Осквернять Имя может человек, который открыто выступает против Торы и увлекает за собой других. Оскверняет Имя и человек, который изучает Тору и соблюдает заповеди, но недостойно ведёт себя по отношению к другим людям — своим поведением он отталкивает людей от Торы. Рабейну Йона (автор книги Шаарэй а-Тшува) пишет о двух путях, на которых человек может искупить совершённое им осквернение Имени ещё при жизни. Если такой человек изменит своё поведение и все его действия будут освящать Имя Б-га, это будет Кидуш а-Шем (освящение Имени). И одно может исправить другое. Исправление соответствует нарушению. Вспомним, например, рава Ури Зоара, в прошлом популярнейшего израильского режиссёра и актёра, который издевался над всем (не именно над Торой). А теперь, слава Б-гу, стал большим талмид-хахамом и приближает многих людей к Торе.
Второй путь исправления — Тора. Если человек будет усердно и постоянно изучать Тору, это исправит то, что он совершил. Тора — очень сильно действующее духовное лекарство, способное излечить всё.
Рабейну Йона приводит в доказательство историю с потомством священника Эли. В книге Шмуэль (I, 2) мы читаем, что сыновья Эли вели себя недостойно, требуя от тех, кто приносил жертву, свою долю (долю коэнов) неподобающим образом. Это оскверняло в глазах людей службу в Храме и вообще служение Б-гу, т.е. это был хилуль а-Шем. И за это Б-г вынес потомству Эли тяжкий приговор (там же, 2, 33 и 3, 14): «…весь прирост дома твоего умрёт, едва возмужав… И поэтому поклялся Я дому Эли, что не искупится вина дома Эли ни жертвою, ни мучным приношением вовек».
Гмара Рош а-Шана (18а) пишет об этом так: «Сказал Рава: ни жертвою, ни мучным приношением не искупается, но искупается Торой…».
Талмуд также рассказывает нам (там же): «…одна семья была в Иерусалиме, члены которой умирали в возрасте 18 лет. Пришли они [к мудрецам] и сообщили об этом. Рабан Йоханан бен-Закай сказал им: “Может быть, из семьи Эли вы? О которых сказано (Шмуэль I, 2, 33): весь прирост дома твоего умрёт, едва возмужав? Идите и занимайтесь Торой, и будете живы”. Пошли они, и стали заниматься Торой, и перестали умирать молодыми. И называли эту семью “семьёй Рабана Йоханана”, по его имени» — он дал им возможность жить и продолжать свой род.
Могу прибавить: неделю назад тот коэн, который делал выкуп моему внуку, сказал, что он из дома Эли. Его папе сейчас 75 лет, пусть удостоится он долгой жизни. Он занимается Торой и добрыми делами.
Ктива вэ-хатима това, Бен-Цион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Йом-Кипур
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Михаэль Солганик
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.