Темы: Авраам, Суд, Исправление качеств, Заслуги праотцов, Зеев Урман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУ меня такой вопрос. Причину благоденствия злодеев объясняют так, что злодею Творец «на месте» выдает плату за заповеди и добрые дела, чтобы истребить его из Мира Грядущего. Рамбан приводит и иные причины, и среди них возможность появления у злодея кошерного потомства, а также заслуги предков. Мы видим, что разные люди очень по-разному используют эти заслуги: одни (как, например, рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника) соблюдают и приводят к Творцу других евреев. Другие — просто соблюдают, используя эти заслуги для улучшения своей нынешней жизни в духовном и материальном. Третьи нарушают сами, а эти заслуги используют как щит от требований Небесного Суда, а последние не только нарушают сами, но и вовлекают других евреев в нарушения Торы или проводят действия, направленные на искоренение еврейской жизни и еврейского присутствия в Израиле. Получается, что заслуги отцов не всегда могут играть позитивную роль? Спасибо. Зеев-Вольф Шафранов
Здравствуйте, уважаемый Зеев-Вольф.
Действительно, заслуги наших отцов «создают» один из важнейших путей раскрытия милосердия Творца в этоммире, когда самоотверженная преданность прошлых поколений идеалам Торы служит защитой и поддержкой для поколений последующих и освещает им путь к духовному возрождению. Тяжелейшие испытания — инквизиция, изгнания, голод, запреты соблюдать и изучать Тору, гетто, войны и погромы — тяжкой ношей легли на плечи прошлых поколений. Наше поколение, живя в относительно спокойное время, пожинает плоды их самоотверженности, имея возможность свободно изучать святую Тору и соблюдать её заповеди. Именно поэтому последние поколения нашего народа сравниваются с карликом, сидящим на плечах великана.
Но в понимании того, каким образом влияют на нас заслуги наших отцов, может быть ошибка. Нам может показаться, что поскольку мы являемся прямыми потомками Авраама, Ицхака, Яакова и других великих праведников, в заслугу которых а-Шем удостоил нас Своей близости и избрал из среды всех народов, то в час суда у нас будут основания рассчитывать на особое снисхождение Небес. И даже тогда, когда наши поступки не совсем соответствуют требованиям Торы, полагаться на то, что нас за что-то простят или даже избавят от полагающегося наказания. Вот и Вы пишете, что некоторые «используют заслуги отцов как щит от требований Небесного Суда». У нас иногда возникает представление, что заслуги отцов подобны большому кошельку, наполненному монетами, который мы получили в наследство и которым можем распоряжаться по своему усмотрению, платить все свои долги. Стоит только в нужный момент вынуть из кошелька одну или несколько монет — то есть, прося о снисхождении, напомнить Всевышнему о заслугах прошлых поколений. Но такое представление не может быть верным. Рав Элиягу Деслер, говоря о заслугах отцов в своей книге Михтав ми-Элиягу, задаёт несколько очень важных вопросов:
1. Может ли суд называться справедливым, если судья вынесет более мягкий приговор обвиняемому только из-за того, что тот приходится сыном его любимцу? А тому, кто не удостоился родиться таковым, за то же преступление будет вынесен приговор по всей строгости закона?
2. Но даже если судья отнесётся к этим людям одинаково и смягчит приговор обоим в равной степени, мы спросим: разве допустимо проявлять снисхождение на суде только по причине нашей симпатии к подсудимому? Ведь сказано «Не криви судом» (Дварим 16, 19)?
3. Творец является Источником истины, и суть Его — истина. Если для лжи где-то и находится место, то только в нашем материальном мире, среди творений, там, где граница между истиной и ложью размыта. Но ведь не существует ничего, что было бы скрыто от Творца, и всё, что не является абсолютной истиной, не может даже предстать перед Ним. Если это так, как же мы можем просить, чтобы «закрыл Он глаза Свои» на наши дела и смягчил приговор ради заслуг прошлых поколений. Ведь не совершит Он того, что не является истинным, даже проявляя Свою бесконечную любовь к ним.
Тогда — как же проявляется действие заслуг отцов по отношению к нам, как они всё-таки нам помогают? Ключ к пониманию находим в одном из стихов книги Мишлей царя Шломо (20, 8) מִתְהַלֵּךְ בְּתוֻמּוֹ צַדִּיק אַשְׁרֵי בָנָיו אַחֲרָיו — «Ходит праведник в непорочности своей, блаженны дети его после него». Раби Хаим из Воложина объясняет это так: те духовные и нравственные качества, над которыми на протяжении всей своей жизни работает праведник, «наследуются» его потомками и становятся отправной точкой в их личной духовной работе. Т.е. потомкам праведника будет достаточно лишь небольших стараний для того, чтобы развить и укрепить в себе эти качества. Для примера: тот, кто долго и упорно работал над искоренением гордыни, приучал себя к скромности, может в полной мере рассчитывать, что его потомство будет выделяться своей скромностью и терпимостью. Конечно же, предыдущие поколения, не могут сделать выбор за своих потомков — наша история знала и детей праведников, ставших злодеями. Унаследовав добрые качества своих отцов они, тем не менее, выбрав зло, постепенно снизили свой уровень выбора. Но всё-таки тот уровень, с которого дети начинают свой выбор, они «наследуют» от родителей.
В становлении духовных качеств всего еврейского народа исключительную роль сыграли наши праотцы, в первую очередь, конечно же, Авраам Авину. Десять испытаний прошел Авраам, передав нашему народу десять важнейших качеств. Одно из испытаний, это Лех леха, когда Всевышний повелел ему подняться в землю, «которую Я укажу тебе». «И пошел Авраам, как говорил ему а-Шем», не задав ни одного вопроса, даже не зная, где эта земля. И вот уже 2000 лет как мы находимся в изгнании. Но до сих пор наш народ, где бы он ни находился, испытывает горячую любовь к Земле Израиля. И если бы это было связано лишь с национальной привязанностью к своей земле, это чувство «выветрилось» бы в течении двух-трех поколений. Так это было у других народов, изгнанных со своей территории. Но любовь наша связана со святостью этой земли, и эта святость заложена в нас как наследие Авраама, который достойно выдержал это испытание.
Мы видим, замечает раби Хаим из Воложина, как простые неученые евреи отдают жизнь ради освящения Имени Всевышнего. Откуда берутся эти невероятные духовные силы?! — Наследие Авраама Авину, который освятил имя Всевышнего в Ур-Касдим, когда Нимрод бросил его в огонь.
Испытание голодом, которому подвергся Авраам, и другие невзгоды, пережитые им, несмотря на полученное от Всевышнего обещание материального благополучия и изобилия, не склонили его даже в малейшей степени усомниться в справедливости и милосердии Всевышнего. В результате наш народ унаследовал от Авраама удивительное свойство — во времена самых тяжёлых испытаний, не впадая в отчаянье, оставаться в твёрдой убеждённости, что всё, исходящее из рук Всевышнего является проявлением абсолютного милосердия. Поскольку не выйдет зла из источника добра, даже если это порой выглядит иначе. Мы переняли от великих предков ясное понимание того, что нам видна лишь внешняя сторона происходящего. Что в нашей оценке реальности мы подобны ребёнку, который, попав в операционную, видя вокруг себя незнакомых людей в белых одеждах со странными инструментами в руках, думает, что ему хотят причинить вред. Но на самом деле его привезли сюда для того, чтобы спасти и продлить его жизнь, а не для того, чтобы её отнять.
Заслуги предыдущих поколений «действуют» и на каждого из нас в отдельности. Представим себе двух воришек перед судом. После того, как было доказан факт воровства и стало ясно, что обоим полагается тюремное заключение, судья, ведущий дело, решил рассмотреть причины, приведшие этих парней к воровству. Какие исправительные меры назначить каждому из них, и можно ли обойтись без тюремного заключения? Не желал этот судья проявлять к ним излишнюю жестокость, но искал лишь возможность вернуть их к честной жизни. Довольно быстро выяснилось, что один из воришек был, в общем-то, неплохим человеком, происходящим из хорошей семьи. И только по глупости связался с дурным приятелем, который склонил его к преступлению. Было ясно: стоит только поместить его в среду порядочных людей, найти подходящего наставника, возвратить в лоно семьи, он немедленно отойдёт от зла и, несомненно, вернётся к добрым путям. В таком случае, решил судья, это необходимо сделать и не следует заключать парня в тюрьму. Изучив же дело другого вора, понял, что перед ним стоит отпетый злодей. Никакие мягкие методы уже не смогут повлиять на него положительно, и всё, что осталось, это наказать его по всей строгости закона, заключив в тюрьму.
Так поступает с нами Всевышний. Он видит суть каждого из нас и ему известно то, что скрыто в глубинах наших сердец. Для любого из нас Он желает только одного — исправления, и применяет именно тот метод, которая лучше всего сможет повлиять на нас. Очищение человека напоминает нам кашерование посуды. Чистое стекло, не впитывающее запрещённую пищу, достаточно просто сполоснуть прохладной водой, металлическую посуду, в которой пищу варили на воде, нужно окунуть в кипяток, сковороду, на которой жарили при высокой температуре, необходимо прокалить на огне. Ну, а глиняную посуду, из которой уже невозможно «выделить» глубоко впитавшиеся в неё частицы запрещённой пищи, остаётся только разбить. Так и с нами. Согласно мнению раби Хаима из Воложина, заслуги отцов — это наши нравственные качества, унаследованные от прошлых поколений, изначальная степень нашей духовной чистоты. Тому, кто унаследовал от прошлых поколений добрые качества, но однажды оступился, достаточно будет лёгкого намёка Свыше. Нужно просто слегка «ополоснуть» его чистой водой Торы. Например, «послав» ему в нужный момент хорошую книгу, в которой он найдет ответы на давно волнующие его вопросы, или «неожиданную» встречу с праведным человеком, которого он сделает своим учителем и наставником. И тогда зерна истины упадут на благодатную почву и быстро принесут плоды.
Но путь того, кто унаследовал от прошлых поколений меньше добрых качеств, к исправлению может быть гораздо длиннее и запутаннее. Его нужно будет «кипятить и прокаливать», чтобы «вывести» всё дурное, осевшее в нём. Такому человеку придётся пройти через долгие испытания — мучительные сомнения, страдания, постоянную борьбу с дурными побуждениями, через бесконечную череду духовных взлётов и падений.
А чтобы очистить душу того, кто не удостоился подобного наследия или упал настолько низко, что зло стало его внутренней сущностью, не будет иного выхода. Его придётся просто «разбить», как глиняный сосуд…
Таким образом, заслуги отцов — это не право на скидку или смягчение приговора, не протекция. Это добрые качества отцов, которые продолжают жить в душах их детей. Да удостоимся мы в полной мере использовать эти качества в нашем служении Всевышнему.
С уважением, Зеев Урман
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Реувен Пятигорский
Авраам, родился в 1948 году от Сотворения мира
Рав Моше Пантелят
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Редакция Толдот
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Натан Агрес
Ведь Тора еще не была дарована?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Реувен Пятигорский
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Арье Кармель
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.