Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Голем, Каббала, Маараль, Изучение Торы, Книги, Рав Александр Кац, Прага
Раби Йеуда-Лива бар Бецалель (Маараль из Праги; ок. 5272—5369 /1512—1609/ гг.) — выдающийся законоучитель, мыслитель и кабалист; духовный лидер еврейских общин Польши и Богемии.
Происходил из рода царя Давида.
Появился на свет в ночь Песаха, в час пасхального седера — в городе Познани, столице Великой Польши. В Польшу его отец, р. Бецалель, бежал от преследований из немецкого города Вормса.
В тридцать два года, когда период ученичества был завершен, Маараль женился на Перл из Праги, с которой был обручен еще в годы юности.
В 5313 /1553/ году он стал раввином г. Никольсбурга (ныне Брно), столицы Моравии, а затем и раввином всей обширной Моравии.
В 5333 /1573/ году, после двадцати лет, проведенных в Никольсбурге, Маараль переехал в Прагу и основал там дом учения (так называемый «Клойз»), в котором преподавал многочисленным ученикам. Он отстаивал такую систему образования, при которой ученики сначала в совершенстве изучали Писание, затем — все разделы Мишны, и только после этого приступали к изучению Талмуда. Особое внимание в его системе уделялось изучению Мишны — он основал особое товарищество, Хеврат мишнайот, в котором ежедневно изучали главу Мишны (в последующих поколениях подобные товарищества были созданы в большинстве общин Восточной Европы).
В Праге Маараль работал над своими первыми книгами. В 5338 /1578/ году в пражской типографии был напечатан его комментарий на Пятикнижие, названный Гур арье (Львенок): в этой книге подвергнут углубленному анализу классический комментарий Раши на Тору. В этом своеобразном «комментарии на комментарий» уже проявились, как бы в зародыше, основные темы и идеи его будущих книг.
Там же, в Праге, была написана и книга Гвурот Ашем (Свершения Всевышнего), повествующая об исходе евреев из Египта. Центральная тема книги — осознание особой роли народа Израиля в истории человечества и особой близости евреев к Всевышнему. Маараль неоднократно подчеркивает: именно евреи «называются сыновьями Всевышнего», Его «первенцами».
Мысли, изложенные в этой книге — да и во всех последующих — Маараль обильно черпает из источников кабалы, однако, как правило, он облекает кабалистические идеи в одежды философских размышлений и логических построений. Особый раздел книги содержит комментарий на Пасхальную агаду, а также законы проведения пасхального седера. Впервые книга Гвурот Ашем была издана в 5342 /1582/ году в Кракове, без указания имени автора.
В 5344 /1584/ году Маараля пригласили на должность раввина в город Познань — место его рождения. Но уже два года спустя он возвратился в Прагу, где оставались ученики, а также семьи его детей, и продолжил свои занятия в «Клойзе».
Наиболее выдающимся из его учеников этого периода был р. Йом-Тов Геллер, написавший впоследствии знаменитый комментарий на Мишну под названием Тосафот Йом-Тов (Добавления Йом-Това), — в этом сочинении нашли отражение и уроки Маараля в «Клойзе».
В 5349 /1589/ году, во время своего второго пребывания в Праге, Маараль работал над комментарием к этическому трактату Авот, входящему в состав Мишны. В этой книге, получившей название Дерех ахаим (Путь жизни), гармонично сочетаются подходы философии и кабалы, а также содержится множество тонких этических наблюдений.
Наряду с углубленным постижением письменной и устной Торы, Маараль на протяжении всей жизни основательно изучал целый ряд наук: математику, астрономию, естествознание, географию и историю — поскольку считал, что «еврею разрешено и даже следует изучать астрономию и другие науки». Не случайно один из ближайших учеников Маараля р. Давид Ганз стал блистательным историком и выдающимся астрономом.
Существует немало свидетельств, что Маараль был великим знатоком практической кабалы.
Рассказывается, что он обладал исключительным ясновидением. Когда из Британского музея были похищены драгоценные камни хошена (нагрудника первосвященника иерусалимского Храма — эта реликвия была вывезена в Лондон из Рима), Маараль, находившийся тогда в Праге, на огромном расстоянии «заметил» пропажу, а затем, не покидая своего города, телепатическим воздействием заставил вора вернуть похищенное (Арье шебахохмей Праг, с. 147).
Согласно другому преданию, Маараль, подобно мудрецу эпохи Талмуда Раве, изготовил Голема — биоробота (в талмудическом трактате Санхедрин 65б повествуется о том, как Рава, руководствуясь указаниями кабалистической «Книги Творения», «создал человека» и продемонстрировал его другим мудрецам). Маараль использовал своего Голема, которому он дал имя Йоселе, для защиты евреев Праги от нападений и антисемитских преследований (Сарей амеа 3:12).
Сохранились свидетельства, что спустя полтора века после смерти Маараля созданный им Голем все еще находился в своей комнатушке на чердачном этаже пражской Альтнойешуль (Старо-новой синагоги). Последним, кто видел там Голема, был выдающийся законоучитель р. Йехезкель Ландо (Ноде бийеуда), ставший главным раввином Праги в 5515 /1755/ году, — он распорядился, чтобы более никто не посещал Йоселе, и дальнейшая судьба Голема неизвестна (Праким бетолдот Исраэль ч.2).
Свои кабалистические знания Маараль передал своему ученику р. Элияу Лоанцу из Вормса, прозванному Элияу Бааль-Шем.
В третий день месяца адар 5352 /1592/ года король Богемии Рудольф II пригласил Маараля на аудиенцию — предполагают, что монарх, увлеченный алхимией и другими оккультными науками, рассчитывал получить от Маараля ключи к ряду секретов магии. Летописцы сообщают, что беседа продолжалась полтора часа, и король оказал еврейскому мудрецу особый почет.
Через два месяца после этой аудиенции, в начале месяца ияр 5352 /1592/ года, Маараль прибыл в Познань — его вновь избрали раввином города; на этот раз он стал главным раввином всей Великой Польши.
В Познани он завершил работу над книгой Нетивот олам (Пути мира), продолжившей этическую тему его комментария на трактат Авот — но теперь Маараль обратился к более частному материалу, подвергнув пристальному анализу нравственное положение своего поколения. Книга вышла из печати в 5355 /1595/ году.
В 5358 /1598/ году Маараль снова возвратился в Прагу, и на этот раз окончательно. Несмотря на то, что и раньше он был общепризнанным духовным главой пражских евреев, лишь теперь, в возрасте восьмидесяти шести лет, он впервые стал официальным раввином города.
Именно в этот, последний пражский период, Маараль опубликовал пять книг, наиболее полно выражающих его кредо.
В 5359 /1599/ году в венецианской типографии был издан трактат Тиферет Исраэль (Великолепие Израиля), повествующий о великой и вечной ценности Торы и ее заповедей. В книге описан многовековой процесс «принятия Торы», началом которого было Синайское откровение. Особый раздел посвящен законам, связанным с написанием свитка Торы, формой букв и «корон», которыми венчаются буквы.
Следующая книга, Беэр агола (Родник для изгнанных), стала как бы второй частью трактата Тиферет Исраэль. Она посвящена рассказу об Устной Торе и, в особенности, о Талмуде: Маараль разъясняет многие высказывания мудрецов и предания, связанные с этой темой.
В трактате Нецах Исраэль (Вечный Б-г Израиля) повествуется о разрушении Первого, а затем и Второго Храма, о тяготах изгнания и конечном избавлении народа Израиля в дни Машиаха.
В книге Ор хадаш (Новый свет), посвященной празднику Пурим, Маараль исследует текст Мегилат Эстер (Свитка Эстер) и талмудический трактат Мегила, в котором изложены законы и обычаи этого праздника.
В книге Нер мицва (Заповедная свеча) рассказывается о чудесах Хануки: победе над греческими захватчиками и знаменитом чуде с кувшинчиком масла. Именно в этой книге Маараль впечатляюще изображает «четыре царства»: Вавилон, Персию, Грецию и Рим — четыре могучих империи, порабощавших народ Израиля на протяжении его истории.
В каждом из этих произведений содержится множество интереснейших исторических и политических заметок и комментариев.
Маараль удостоился долголетия, достигнув возраста девяноста семи лет. Он скончался в Праге восемнадцатого элуля 5369 /1609/ года. Спустя год покинула этот мир и его жена Перл.
Потомками Маараля были многие знаменитые еврейские мудрецы, в том числе и духовные лидеры движения Хабад — р. Шнеур-Залман из Ляд (Алтер Ребе), р. Дов-Бер из Любавичей (Адмор аэмцаи) и р. Менахем-Мендл из Любавичей (Цемах Цедек).
В 5720 /1960/ году по старинным рукописям были впервые изданы Хидушей агадот — аналитические заметки Маараля, позволяющие постичь сокровенный смысл значительной части преданий и притч Талмуда.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего