Темы: Недельная глава, Ваеце, Яаков, Изучение Торы, Рав Бенцион Зильбер
Предыдущая глава заканчивается упоминанием миссии, которую Ицхак возложил на Яакова: «И призвал Ицхак Яаакова, и благословил он его, и повелел он ему и сказал ему: Не бери жены из дочерей Кнаана. Встань, иди в
Сколько лет было праотцу? Сколько лет он провел в доме Лавана? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, в талмудическом трактате «Мегила» приведена сравнительная хронология. Сравнительная — потому что возраст Яакова отсчитывается на основании информации об Ишмаэле.
Следим за вычислениями. «И вот годы жизни Ишмаэля: сто лет и тридцать лет и семь лет. И скончался он и умер, и приобщен был он к своему народу» (Берешит 25:17). Параллельно уходу Яакова имеет место женитьба Эсава: «И пошел Эсав к Ишмаэлю и взял Махалат, дочь Ишмаэля, сына Авраама, сестру Невайота, сверх жен своих себе в жены» (Берешит 28:9). Зачем Тора упоминает лишний, казалось бы, факт из родословной Махалат — наличие брата? Почему бы не поставить точку после «…сына Авраама»?
Талмуд дает соответствующее пояснение. Ишмаэль умер после помолвки Эсава и Махалат, поэтому на свадьбу ее сопровождал старщий брат Невайот. Итак, когда Ишмаэлю исполнилось 137 лет, Яаков получил благословения Ицхака и покинул родной дом.
«А Авраму было восемьдесят шесть лет, когда родила Агарь Ишмаэля Авраму» (Берешит 16:16). «И Аврааму было сто лет при рождении у него Ицхака, сына его» (Берешит 21:5). Исходя из этого, Ишмаэль был старше Ицхака на 14 лет. Когда у Ицхака родились Яаков и Эсав, ему было 60 лет, а Ишмаэлю, соответственно, 74 года. 137–74=63. Яаков отправился в
Братья продали Йосефа в рабство. Он предстал перед фараоном и стал вторым лицом в государстве, когда ему было 30 лет. После семи сытых лет и двух лет голода Йосеф и Яаков встретились. Проведем простой подсчет: 77+30+7+2=116.
Фараон, который пожелал увидеть патриарха, поинтересовался его возрастом. «И сказал Яаков фараону: Дни лет моего проживания — сто тридцать лет; немноги и плохи были дни лет жизни моей, и не достигли они дней лет жизни моих отцов во дни их проживания» (Берешит 47:9).
Талмуд объясняет, что 14 лет Яаков провел в ешиве Эвера, изучая Тору. Сколько лет праотец провел вне дома Ицхака и Ривки? «Таково мне двадцать лет в доме твоем: служил я тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за твой скот, а ты менял мне плату десятикратно» (Берешит 31:41). 14+6+2 года, потраченные на дорогу в
Стоп, почему «мера за меру»? Яаков отсутствовал целых тридцать шесть лет, если принимать в учет нахождение в ешиве Эвера. «Тора важнее почитания родителей», — сказано в Талмуде. И в этом заключается ответ на вопрос, почему 14 лет, проведенные в ешиве, не были засчитаны нашему праотцу.
Давайте зададим еще один вопрос. В конце концов, праотец Яаков отправился в
Мой отец, р. Ицхак Зильбер, благословенной памяти, пояснял это следующим образом. Если человек должен тяжело работать, чтобы содержать семью, и у него не остается времени на изучение Торы, обвинять его не в чем. Если же у такого человека есть свободное время, но он не посвящает его Торе, не те 2–3 часа, а весь день такого человека будет считаться одним большим
При всех строгих требованиях, которые предъявлялись Яакову, 14 лет, которые он провел в ешиве Эвера, не были приплюсованы к 22 годам отсутствия. Ведь заповедь изучения Торы выше заповеди почитания родителей. Более того, изучение Торы выше всех заповедей.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.