Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Харедим, Сионизм, Иерусалим, Рав Александр Кац, Сиюм, Община, Любовь к ближнему
Раби Зелиг-Реувен бар Цви-Гирш Бенгис (5624—5713 /1864—1953/ гг.) — выдающийся законоучитель, руководитель харедимной общины Йерушалаима.
Родился в пригороде Вильно (Вильнюса).
Учился в Воложинской ешиве под руководством р. Нафтали-Цви-Йеуды Берлина (Нецива; см.) и р. Хаима Соловейчика (р. Хаима Брискера; см.).
Его хаврутой (партнером по совместному изучению Торы) в Воложине был р. Исер-Залман Мельцер (см.) — их дружба продолжалась более семидесяти лет, в конце жизни они вместе стояли во главе харедимной общины Земли Израиля (R. David Silber, Noble lives 1, p.106).
В 5654 /1894/ году р. Бенгис возглавил общину Бадки, пригорода Бриска (Бреста), — в то время как его наставник р. Хаим Соловейчик был главным раввином самого Бриска.
Двадцать лет спустя р. Бенгис возглавил крупную общину города Кальварьи в Галиции.
В 5698 /1938/ году, в возрасте семидесяти четырех лет, он переехал в Землю Израиля и, поселившись в Йерушалаиме, занял пост главы БАДАЦа — раввинского суда Эйда харедит (Общины богобоязненных). Одновременно стал руководителем иерусалимской ешивы Оэль Моше (Шатер Моше), основанной выдающимся законоучителем р. Йеошуа-Лейбом Дискиным (Маарил Дискин; см.).
И в глубокой старости р. Бенгис сохранил феноменальную память: он точно и быстро указывал место любого закона или предания во всей обширной талмудической литературе. Страницы Талмуда как бы стояли перед его мысленным взором: он мог, положив палец на какое-либо слово на первой странице тома, сказать какие слова находятся на том же месте, под ним, на всех последующих страницах.
Каждые пять или шесть месяцев он устраивал сеудат сиюм — торжественную трапезу, отмечая завершение очередного цикла углубленного изучения всего Талмуда. Однажды он устроил сиюм по поводу того, что завершил изучение всего Талмуда сто раз подряд, — однако не прошло и недели, как он пригласил гостей на новый сиюм, и опять по поводу окончания всего Талмуда. Отвечая на вопросы пораженных гостей, он пояснил, что этот сиюм особенный: на протяжении многих лет во время каждой трапезы, пока жена меняла блюда, он выучивал несколько строк из Талмуда — и вот теперь, наконец, добрался до конца последнего тома. И точно такой же сиюм он устроил, когда завершил весь Талмуд за те минуты, которые ему приходилось ждать на остановках автобуса и в различных очередях (Маасей авотейну, Ваэтханан; Иквета димешиха 200; Noble lives 1, p.107).
В 5709 /1949/ году, после смерти наси (председателя) Эйда харедит р. Йосефа-Цви Душинского (см.), р. Бенгис сменил его на этом посту.
Именно р. Бенгис наметил основные принципы сосуществования харедимной общины и светского государства. Он повел общину «средним путем»: отказавшись от любого сотрудничества с сионистами, он в то же время отсек крайние группировки, призывающие к прямой конфронтации с государством, — такие, как возглавляемая р. Амрамом Блоем группа Нетурей карта (Стражи города), (см.).
От имени бейт дина Эйда харедит он издал историческое постановление, запрещающее членам общины участвовать в предвыборной компании и в выборах — он указал, что запрет действителен «в течение всего времени, пока в руководящие органы государства избираются люди, оставившие веру и законы Торы».
В последние годы жизни ему приходилось быть в курсе основных политических событий, и он выписывал три газеты. Каждое утро он просил своего помощника: «Гиб мир ди-лошн-оре блетлих» (Дай мне эти листики со злословием). Затем он бегло просматривал газеты, быстро переворачивая листы. Однажды помощник выразил сомнение, что с помощью такого поверхностного осмотра можно ознакомиться с информацией, представленной на газетных полосах. «Кук!» (Смотри), — сказал р. Бенгис и, не заглядывая в газету, перечислил все замеченные им ошибки и опечатки, около двадцати: с поразительной точностью он указывал страницы, строчки и порядковый номер слов, в которых были ошибки (Иквета димешиха 200).
Возглавив общину святого города, р. Бенгис принял на свои плечи беды и заботы тысяч евреев. В этот период его ученики заметили, что он стал надолго задерживаться в конце Амиды — в месте, где произносятся личные просьбы. Один из учеников, стоявший во время молитвы очень близко к нему, слышал, как р. Бенгис просил Всевышнего: «Тате зисер! (Дорогой папа). Тут приходила одна женщина со своей просьбой. Ну что Тебе стоит?! Дай ей то, что она хочет. Она — страдалица, посмотри, как она плакала. Сжалься над ней! Ну почему же Тебе не дать ей то, что она просит, папочка?!». И так же р. Бенгис просил о каждом, кто приходил к нему за помощью и советом (там же).
Р. Зелиг-Реувен Бенгис был призван в Небесную Ешиву второго сивана 5713 /1953/ года — ему было восемьдесят девять лет.
Его талмудические исследования представлены в книге Леплугот Реувен (Из отрядов Реувена).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?