Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хесед, Рав Александр Кац, Литва
Раби Александр-Моше Лапидус (5579—5666 /1819—1906/ гг.) — авторитетный законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Учился в литовском городке Саланте (Салантае), в группе, которую называли «семь светильников меноры» — его старшими товарищами по занятиям были р. Йосеф-Зундель Салант (см.) и р. Шмуэль Салант (см.), ставшие впоследствии духовными лидерами евреев Земли Израиля, а также р. Исраэль Липкин (р. Исраэль Салантер; см.), основавший этическое движение Мусар.
В возрасте семнадцати лет р. Александр-Моше стал раввином местечка Янова, расположенного в окрестностях г. Гродно, — здесь он испытал значительное нравственное влияние р. Нахума Шамаша (р. Нохемке из Гродно; см.), выдающегося праведника, посвятившего свою жизнь самоотверженной помощи неимущим.
В 5626 /1866/ году р. Лапидус возглавил общину г. Расейняя в Литве и оставался на этом посту на протяжении сорока лет.
В этот период он стал одним из общепризнанных духовных лидеров литовского еврейства. В 5637 /1877/ году он участвовал вместе с р. Исраэлем Салантером и р. Ицхаком-Эльхананом Спектором (см.) в создании колеля в Ковно (Каунасе) — высшего учебного заведения для изучения Талмуда; один из филиалов этого колеля он основал в Расейняе.
Его заметки по вопросам еврейской этики были включены в сборник Эц при (Плодовое дерево), изданный в Вильно (Вильнюсе) в 5641 /1881/ году, — в этой книге они соседствовали со статьями и выступлениями таких прославленных мудрецов, как р. Исраэль Салантер, р. Ицхак-Эльханан Спектор, р. Исраэль-Меир Акоэн (Хафец Хаим; см.) и р. Натан-Цви Финкель (Саба из Слободки; см.).
В 5657 /1897/ году вышла в свет его книга Авней зикарон (Обелиски), содержащая избранные респонсы и толкования Торы.
Р. Лапидус приобрел добрую славу делами благотворительности. В своем завещании он написал: «Во все дни жизни я старался помогать людям — и далеким, и близким, вкладывая в это средства и старания, порой превосходящие мои возможности. …Я точно знаю, что в заповедях, связанных с благотворительностью, я свой долг выполнил» (Гдолей адорот).
Р. Александр-Моше Лапидус умер в 5666 /1906/ году, на восемьдесят седьмом году жизни.
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»