Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Иерусалим, Рав Александр Кац
Раби Моше Блой (5645—5706 /1885—1946/ гг.) — один из руководителей харедимной общины Йерушалаима в период между двумя мировыми войнами.
Родился в Йерушалаиме.
Ученик, а затем ближайший помощник р. Йосефа-Хаима Зонненфельда (см.), возглавлявшего Эйда харедит (Общину богобоязненных).
В годы первой мировой войны, подвергая себя смертельной опасности, укрывал в своем доме еврейских юношей, уклонявшихся от призыва в турецкую армию (Везэ шаар ашамаим с.451).
С 5684 /1924/ года и до конца жизни возглавлял иерусалимское отделение всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля), а также был членом исполнительного комитета этой организации. Представлял интересы Агудат Исраэль перед рядом международных и британских комиссий, обсуждавших будущее подмандатной Палестины.
После смерти р. Зонненфельда, последовавшей в 5692 /1932/ году, р. Блой был одним из самых деятельных руководителей Эйда харедит.
Его перу принадлежит книга Амуда динеора (Огненный столп) — обстоятельное жизнеописание р. Йосефа-Хаима Зонненфельда, а также сборник мемуаров, озаглавленный Аль хомотеха, Йерушалаим (О стенах твоих, Йерушалаим), — живая картина полувековой истории еврейской общины святого города.
В 5706 /1946/ году р. Блой выехал в послевоенную Европу для оказания помощи пережившим Катастрофу евреям, собранным в лагерях для перемещенных лиц. Скоропостижно скончался во время этой поездки в итальянском городе Мессине. Похоронен в Йерушалаиме.
Его младший брат р. Амрам Блой (см.) в течение многих десятилетий возглавлял организацию Нетурей карта (Стажи города), занимавшую наиболее непримиримую позицию по отношению к сионистскому движению и светскому еврейскому государству.
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»