Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Рав Александр Кац, Ешива Воложин
Раби Рефаэль бар Арье-Лейб Шапиро (Торат Рефаэль; 5597—5681 /1837—1921/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава Воложинской ешивы.
Учился в Воложинской ешиве. Женился на дочери главы ешивы р. Нафтали-Цви-Йеуды Берлина (Нецива; см.).
Начиная с 5630 /1870/ года, стал ведущим преподавателем ешивы и ближайшим помощником Нецива.
После того, как российские власти закрыли Воложинскую ешиву, р. Рефаэль возглавил общину г. Бобруйска.
Все свое время р. Рефаэль посвящал усердным занятиям Торой и в течение недели практически не покидал своего рабочего кабинета и учебных залов ешивы. Его жена самоотверженно приняла все домашние заботы и хлопоты на себя, предоставив ему возможность целиком посвятить себя любимому делу. Однажды, за несколько минут до начала свадьбы одного из их сыновей, жена, завершив все приготовления, зашла в кабинет к р. Рефаэлю и попросила его выйти к гостям. Он неохотно закрыл том Талмуда и начал одевать субботний сюртук, но его рука запуталась в рукаве. Р. Рефаэль тяжело вздохнул и сказал: «До чего же трудно растить детей!» (Сарей амеа 5:13).
Один из знаменитых знатоков Торы пожаловался р. Рефаэлю, что никак не может в совершенстве овладеть определенным томом Талмуда — несмотря на то, что повторил его уже много раз. Р. Рефаэль уточнил, сколько раз его собеседник изучил весь этот трактат от начала до конца. «Пятнадцать», — ответил тот. Р. Рефаэль не поверил своим ушам. «Для меня первые пятнадцать раз — это все еще углубленное изучение, — пояснил он, — а повторение начинается значительно позже. Неужели вы всерьез хотите овладеть трактатом Талмуда, даже не начав его повторять?!» (Гдолей адорот).
Р. Рефаэль был в быту большим молчуном. Он шутил по этому поводу: «Многие считают, что я вообще не умею разговаривать. Это не так! Просто я хорошо умею молчать…» (там же).
В 5659 /1899/ году, после длительных усилий и хлопот, ему удалось получить от правительства разрешение на восстановление ешивы в Воложине — он стоял во главе возрожденной ешивы до последних дней своей жизни.
Талмудические исследования, на базе которых строились его уроки в ешиве, он объединил в книгу, названную Торат Рефаэль (Тора Рефаэля).
Он отличался исключительной сосредоточенностью и концентрированностью — как в часы занятий, так и в часы молитвы. Однажды, во время военных действий, рядом с домом, где он молился, разорвался орудийный снаряд. Началась паника — люди метались по улицам в поисках укрытия. Спустя некоторое время, когда паника улеглась, соседи обнаружили, что р. Рефаэль стоит в молитве Шмонэ-эсре, как и до взрыва. Выяснилось, что он был настолько погружен в общение с Творцом, что вообще не слышал грохота взрыва, потрясшего всю округу (там же).
Р. Рефаэль Шапиро умер в 5681 /1921/ году в возрасте восьмидесяти четырех лет.
Его зятем был р. Хаим Соловейчик (р. Хаим Брискер; см.), а внуком — р. Ицхак-Зеев Соловейчик (Агриз Соловейчик; см.), ставшие духовными лидерами следующих поколений.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?