Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Катастрофа, Рав Александр Кац, Мусар, Гетто, Ешива Слободка
Раби Йехиэль-Яаков Вайнберг (Сридей эш; 5646—5726 /1885—1966/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Родился в литовском крае.
Был одним из ближайших учеников р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки; см.) в ешиве Кнессет Исраэль, расположенной в пригороде Ковно (Каунаса), Слободке. Занимался также в ешиве г. Мира.
После завершения первой мировой войны обосновался в Берлине, где получил академическую степень доктора за свои исследования по истории еврейского религиозного законодательства.
Опубликовал целый ряд статей на немецком языке и иврите, посвященных истории движения Мусар.
Возглавлял берлинский Семинар для подготовки раввинов, и многие его ученики стали руководителями крупных общин Западной и Центральной Европы.
В 5699 /1938/ году, после погрома «Хрустальной ночи» этот семинар был закрыт. С началом второй мировой войны р. Вайнберг бежал в Варшаву, а после того, как нацисты оккупировали город, он был заключен в гетто.
Р. Вайнберг был избран наси (председателем) Агудат арабаним (Объединения раввинов), созданного в гетто.
Он даже подготовил к изданию алахический сборник, в котором участвовали ведущие раввины гетто — р. Менахем Земба (см.), р. Арье-Цви Фрумер (см.) и др. Однако удалось выпустить в свет всего один экземпляр, который позднее погиб в огне (Бесетер раам с.110-111).
В течение некоторого периода, до лета 5701 /1941/ года, р. Вайнберг возглавлял также благотворительный комитет, распределявший между жителями гетто одежду и продукты питания, присылаемые евреями из «свободного мира».
Позднее р. Вайнбергу удалось покинуть гетто и достигнуть нейтральной Швейцарии. Он поселился в г. Монтрё, где основал ешиву.
В послевоенные годы он приобрел статус одного из самых авторитетных законоучителей — множество раввинов из других общин обращались к нему за решением спорных вопросов.
В 5721 /1961/ году р. Вайнберг выпустил в иерусалимском издательстве сборник своих алахических респонсов, названный Сридей эш (Уцелевшее в огне).
Этот сборник он назвал в память о своих рукописных произведениях, погибших в огне войны и так и не увидевших свет печати (Бесетер раам с.106).
Его книга широко изучается — она стала одним из важнейших источников для установления практической алахи.
Р. Йехиэль-Яаков Вайнберг умер в 5726 /1966/ году в Монтрё. Похоронен в Йерушалаиме.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»