Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Катастрофа, Хасиды, Александр Кац
Раби Шломо бар Бен-Цион Хальберштам из Бобова (Бобовер Ребе; 5668—5760 /1908—2000/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.
Праправнук духовного лидера хасидского движения в Галиции р. Хаима Хальберштама из Цанза (Диврей Хаим; см.).
В 5652 /1892/ году его дед, р. Шломо Хальберштам, основал хасидский «двор» в городке Бобове, на востоке Галиции.
Изучал Тору под руководством отца, р. Бен-Циона из Бобова, возглавлявшего общину с 5666 /1906/ года.
Незадолго до второй мировой войны р. Шломо стал раввином Бобова, заменив отца, переехавшего в г. Чебин. С началом военных действий dон вместе с отцом обрел временное убежище во Львове.
Его отец погиб, освятив Имя Б-га, четвертого ава 5701 /1941/ года от рук нацистов, заставивших его перед смертью вырыть себе могилу (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.212).
Р. Шломо был переведен в трудовой лагерь Бохня, южнее Кракова, — здесь он потерял жену и двоих детей. С единственным уцелевшим сыном Нафтали ему удалось перебраться в Будапешт, а затем — в Бухарест, где евреи находились до конца войны в относительной безопасности.
В этот период он, рискуя собственной жизнью, помогал многим другим евреям бежать из районов, оккупированных нацистами (R. Dovid Silber Noble lives 1, p.240-241).
В первые месяцы после завершения войны р. Шломо поселился в портовом городке Бари, на юго-восточном побережье Италии, — он принял на себя временное попечение о большой группе уцелевших в годы Катастрофы сирот.
В 5706 /1946/ году он эмигрировал в США.
Первоначально он не мог собрать миньян для молитвы, однако с течением времени вокруг него сложилась цветущая хасидская община — самая крупная в нью-йоркском районе Боро Парк (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.212).
Позднее Бобовер Ребе основал общину и на Земле Израиля — в приморском городе Бат Яме.
Р. Шломо акцентировал внимание своих хасидов на трех аспектах служения, которые считал основными: на делах милосердия, на выполнении заповедей в радости и на чистоте еврейского воспитания. Он создал разветвленную сеть ешив, хедеров и школ для девочек, раскинувшуюся как в США, так и в Земле Израиля (там же).
Р. Шломо Хальберштам, Бобовер Ребе, умер в первый день месяца ав 5760 /2000/ года — в возрасте девяносто двух лет.
Во главе нью-йоркского «двора» его сменил сын р. Нафтали из Бобова.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»