Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ришоним, Медицина, Александр Кац, Сефарды
Раби Шабтай бар Авраам Доноло (4673—4742 /913—982/ гг.) — знаток сокровенных разделов Торы; астроном и выдающийся врач.
Родился на юге Италии, в г. Урия, где за полвека до его рождения основал ешиву выдающийся кабалист из Вавилонии р. Аарон бар Шмуэль (см.).
В двенадцать лет от роду Доноло был обращен в рабство арабами, захватившими город, но затем выкуплен еврейской общиной.
Кроме Талмуда, изучал также медицину и астрономию; владел разговорным итальянским языком, латынью и древнегреческим.
В течение сорока лет он жил в г. Модине и приобрел там обширную врачебную практику. Он исследовал древние книги по медицине, а также написал ряд оригинальных медицинских исследований: особое внимание он уделял лечению медом и другими натуральными продуктами. В книге Сефер амеркахот он приводит более ста рецептов от различных недугов. Его книги написаны на иврите и включают множество терминов на латыни и древнегреческом языке.
Основной труд р. Доноло, названный Тахкемони, разделен на две части. Первая часть посвящена углубленному анализу одного стиха Торы — «И сказал Б-г: “Сделаем человека в образе Нашем, по подобию Нашему”» (Берешит 1: 26). Вторую часть составляет развернутый комментарий на кабалистическую «Книгу Творения», автором которой традиция считает нашего праотца Авраама.
В своем трактате р. Доноло выявляет и прослеживает связь между органами человеческого тела и различными уровнями небесных сфер, убедительно демонстрируя, что каждый человек составляет олам катан (маленькую Вселенную). Используя свои обширные познания в медицине и астрономии, р. Доноло исследует всю систему соотношений между микрокосмом, человеческим организмом, и макрокосмом, сотворенной Вселенной.
Трактат р. Доноло служил важным источником для мудрецов последующих поколений; на эту книгу ссылается Раши (см.) в комментарии на Талмуд (Эрувин 56а).
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»