Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Христианство, Ришоним, Германия, Рав Александр Кац, Еврейская поэзия
Раби Шимон бар Ицхак (р. Шимон Агадоль; родился ок. 4710 /950/ гг) — выдающийся знаток Торы и пейтан (поэт).
Происходил из рода царя Давида.
Его дед, р. Авун Агадоль, прибыв в Германию из Франции, основал центр изучения Торы в г. Майнце на Рейне. Р. Шимон Агадоль был раввином Майнца и духовным лидером евреев Германии.
Р. Шимон Агадоль писал слихот (молитвы о прощении), а также пиюты (духовные гимны), многие из которых включены в литургию ашкеназских общин: им создано большинство пиютов, исполняемых во второй день праздника Рош ашана, и знаменитая элегия Тора акдоша, включенная в состав слихот поста Гедалии. Его перу принадлежит также гимн Барух Ашем йом йом, исполняемый в самом начале субботней утренней трапезы.
Среди его учеников был р. Элиэзер Агадоль (см.), ставший впоследствии главою общины Майнца.
Согласно преданию, сын р. Шимона, четырехлетний Эльханан, был похищен христианами, помещен в монастырь и воспитан в католической вере. Впоследствии он сделал ученую карьеру в Риме и стал Папой — главою католической церкви. В час угрозы, нависшей над евреями Германии, р. Шимон Агадоль прибыл в Рим, чтобы ходатайствовать перед Папой, — и тогда отец и сын узнали друг друга (Сарей амеа т. 3, с. 184—185).
Правнуком р. Шимона Агадоля (сыном его внучки) был великий комментатор Торы р. Шломо Ицхаки (Раши; см.).
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.