Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Йеуда Лейб Ашлаг, Каббала, Иерусалим, Рав Александр Кац
Раби Йеуда-Лейб Ашлаг (Бааль аСулам; 5646-5715 /1886-1954/ гг.) — выдающийся кабалист.
Родился в Варшаве.
Изучал Тору в хасидских домах учения.
В 5680 /1920/ году, в возрасте тридцати четырех лет, переехал в Землю Израиля и поселился в Старом городе Иерушалаима. Вскоре вокруг него сплотилась группа учеников, и он основал ешиву Бейт-ульпана леРабаним (Центр обучения раввинов), в которой изучались не только Талмуд и законодательные кодексы, но и кабала.
В 5684 /1924/ году р. Ашлаг был избран раввином иерусалимского района Гивъат Шауль, ставшего одним из крупнейших в святом городе центров изучения Торы.
В 5706 /1946/ году он переехал в Тель-Авив, продолжив там преподавание кабалы и работу над своими книгами.
Р. Ашлаг создал обстоятельный комментарий на основополагающую книгу кабалы Зоар («Сияние»).
Его комментарий, озаглавленный Сулам («Лестница»), написан доступным языком и включает в себя полный перевод Зоара с арамейского языка на иврит. Эта книга, изданная в двадцати двух томах, служит «лестницей», позволяющей совершить восхождение к постижению сокровенных разделов Торы. Благодаря этой книге р. Ашлаг стал известен в еврейском мире под именем Бааль аСулам (Автор «Лестницы»).
В своем фундаментальном трактате Талмуд эсер аСфирот (Учение о десяти эманациях) р. Ашлаг обобщил и систематизировал кабалистическое учение р. Ицхака Лурии (Аризаля).
В книге Паним Меирот («Светящееся лицо») р. Ашлаг прокомментировал кабалистический трактат Эц хаим («Древо жизни»), написанный ближайшим учеником Аризаля, р. Хаимом Виталем.
Р. Йеуда-Лейб Ашлаг умер десятого тишрея 5715 /1954/ года.
Его преемником стал сын р. Барух Ашлаг, продолживший работу с учениками.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»