Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Хасидский лидер и праведник

Раби Исраэль бар Барух Хагер из Вижницы (5620-5696 /1860-1936/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.

Его прадедом был прославленный цадик р. Исраэль из Ружина, а дедом — р. Менахем-Мендл Хагер, основавший в 5614 /1854/ году хасидский «двор» в буковинском городе Вижницы.

Родился второго элуля 5620 /1860/ года и был назван в честь прадеда, р. Исраэля из Ружина.

В 5653 /1893/ году, после смерти отца, тридцатитрехлетний р. Исраэль встал во главе «двора» в Вижнице, и тысячи хасидов признали его своим духовным руководителем.

В годы первой мировой войны он перенес свой «двор» в венгерский город Гроссварден, где к его общине присоединилось множество хасидов из различных областей Венгрии.

Р. Исраэль из Вижницы был широко известен своим гостеприимством. В годы войны, несмотря на крайнюю стесненность в денежных средствах и чудовищную дороговизну военного времени, он предоставлял убежище в своем доме сотням молодых евреев, скрывающихся от призыва в армию (Маасей авотейну, Цав).

Для некоторых из этих юношей ему даже удавалось добиться освобождения от рекрутского набора — и порой при весьма загадочных обстоятельствах. Одного призывника он направил в соседний город, сказав, чтобы тот разыскал местного шойхета, который поможет ему в решении проблемы. Однако шойхет крайне удивился неожиданному визиту — ведь с армией у него не было никаких связей. Тем не менее, шойхет отправился вместе с юношей в Гроссварден, чтобы выяснить, почему глубоко почитаемый Ребе велел обратиться именно к нему. В вагоне поезда они сели на свободные места рядом с офицером. Вдруг офицер с криком радости заключил шойхета в объятия. Оказалось, что в детские годы они были ближайшими соседями и друзьями, но с тех пор не виделись много лет. В завязавшемся разговоре шойхет объяснил другу детства причину своей поездки. Попросив у призывника его повестку, офицер побледнел и сказал: «Это моя подпись!.. Могу ли я вместе с вами посетить мудреца, который заранее предвидел все, что произошло в этом вагоне?!» Достигнув Гроссвардена, все трое получили благословение от р. Исраэля, а спустя несколько дней, офицер, пользуясь своей властью, освободил юношу от призыва (там же, Масей).

Наряду с укрывающимися от армии, в доме р. Исраэля питалось также множество еврейских солдат, не желавших оскверняться некошерной пищей из армейских котлов. Позднее р. Исраэль даже организовал при своем «дворе» специальную кухню для солдат-евреев из частей, стоявших вокруг Гроссвардена (там же, Цав).

Р. Исраэль отличался высочайшей порядочностью и пунктуальностью в имущественных вопросах — и не только в отношении отдельных людей, но и в отношении общественных служб.

Однажды из-за давки, царящей в поезде, кондуктор не сумел протиснуться в ту часть вагона, где ехал р. Исраэль. И по окончании путешествия Ребе сам проколол свой билет и не стал использовать его для иных поездок (там же, Ваикра).

В другой раз перед посадкой в поезд он не успел купить билет — однако контролер в вагоне не появился, и р. Исраэль благополучно доехал до места назначения. Тем не менее, сойдя с поезда, он тут же купил билет на уже совершенную поездку и разорвал его (там же).

Когда ему приходилось пересылать свои письма с оказией, он, как правило, покупал соответствующее количество марок, чтобы не наносить убыток почтовому ведомству (там же).

Р. Исраэль из Вижницы прославился как защитник неимущих и обездоленных.

Однажды он пришел в гости к директору городского банка и в течение нескольких минут просидел молча. Хозяин дома также не решался прервать молчание. Наконец, р. Исраэль поднялся и пошел к выходу. Заинтригованный банкир взялся проводить его, но и по дороге мудрец молчал. Наконец, не выдержав, банкир спросил его о цели загадочного визита. «Я заходил к тебе, чтобы выполнить заповедь», — объяснил Ребе. «Какую заповедь?!», — изумился банкир. «По словам наших мудрецов, — пояснил р. Исраэль, — точно так же, как человеку заповедовано произнести наставление, которое будет воспринято, ему заповедовано не произносить наставление, которое не будет воспринято (Йевамот 65б). Вот эту заповедь “Не произносить…” я и выполнил!». Заинтригованный еще больше банкир стал допытываться, какое именно наставление утаил от него мудрец. В конце концов, уступив его настойчивым уговорам, р. Исраэль рассказал, что одна вдова задолжала его банку крупную сумму, и теперь, в уплату долга, банк собирается продать с молотка ее дом. «Бедная вдова останется без крыши над головой, — заключил р. Исраэль. — Необходимо простить ей долг». «Это невозможно!» — сказал банкир. «Я и говорил, что такое наставление не будет тобой воспринято», — отпарировал р. Исраэль. После нескольких дней мучительных размышлений банкир покрыл долг вдовы из своего кармана (Гдолей адорот).

Р. Исраэль из Вижницы умер второго сивана 5696 /1936/ года.

Во главе хасидской общины его сменили сыновья р. Хаим-Меир из Вижницы (см.) и р. Элиэзер из Вижницы (Дамесек Элиэзер), перенесшие свои «дворы» на Землю Израиля.

Его толкования Торы были изданы сыновьями под заглавием Аават Исраэль (Любовь к народу Израиля) — по их мнению, именно такое название книги в наиболее полной мере отражало жизненное кредо автора.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»