Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Самопожертвование, Холокост, Рав Александр Кац, Освящение Имени Всевышнего
Раби Шломо-Залман бар Яаков Эренрайх (5623-5704 /1863-1944/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров евреев Венгрии.
Родился девятого тамуза 5623 /1863/ года в городке Бергасесе.
По завершении периода ученичества стал законоучителем и преподавателем Талмуда в г. Сиксе.
В 5654 /1894/ году тридцатилетний р. Эренрайх возглавил общину г. Тэшаба и основал в этом городке ешиву. В конце 5659 /1899/ года он стал главным раввином крупной общины г. Шимлеула и перевел свою ешиву туда — на новом месте ешива значительно расширилась и приобрела широкую известность.
В последующие десятилетия р. Эренрайх стал одним из самых авторитетных посеков (законоучителей) своего поколения — за решением спорных вопросов к нему обращались не только из многих общин Европы, но и из Земли Израиля, в том числе, и глава харедимной общины Йерушалаима р. Йосеф-Хаим Зонненфельд.
Его алахические респонсы были собраны в книгу, названную Лехем Шломо («Хлеб Шломо»).
Р. Эренрайх был также высококвалифицированным моэлем — за сорок пять лет своего пребывания в Шимлеуле он сам сделал обрезание большинству мальчиков, родившихся в этом городе (Энциклопедия левейт Исраэль т.16).
До глубокой старости р. Эренрайх сохранял юношескую энергию — привыкнув в течение всей жизни окунаться в микву перед молитвой, он и в восемьдесят лет зимними утрами погружался в воды реки, покрытой тонкой корочкой льда (Гдолей адорот).
С началом второй мировой войны целый ряд еврейских организаций пытался вызволить его из пылающей Европы, но он категорически отказывался оставить свою общину.
«Я бы не хотел отделять себя от других — что будет со всей общиной, то произойдет и со мной», — объяснял он (Ки эш кадха беапи с.139).
И в этот период он продолжал интенсивную творческую работу — его последняя книга Тиюль бепардес (Путешествие по Саду /наслаждений/) вышла в свет в 5702 /1942/ году.
В 5704 /1944/ году нацисты приступили к окончательному уничтожению евреев Венгрии.
Седьмого сивана, на второй день праздника Шавуот, р. Эренрайха и его семью заключили в гетто, созданное в Шимлеуле. Палачи издевались и глумились над ним — ему срезали бороду, на его глазах сожгли все рукописи шеститомного сочинения, над которым он работал более полувека и которое считал делом всей своей жизни (Ки эш кадха беапи с.139).
Одиннадцатого сивана евреев Шимлеуля доставили в концентрационный лагерь Аушвиц (Освенцим). На подходе к газовым камерам люди разрыдались. Р. Эренрайх обратился к своей общине и призвал «принять приговор Небес с любовью и радостью — ведь не каждый день предоставляется возможность освятить Имя Б-га и не каждый человек этого удостаивается» (там же).
В газовую камеру старый мудрец вошел, поддерживаемый с двух сторон сыновьями — р. Моше-Йеудой и р. Хаимом. Перед смертью он успел произнести Видуй (Исповедь), а также благословение на выполнение заповеди кидуш Ашем (освящение Имени). Последними его словами были: «Слушай, Израиль, Г-сподь — наш Б-г, Г-сподь един» (Гдолей адорот; Ки эш кадха беапи с.139).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»