Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Чтобы прокормить семью, р. Авраам-Цви открыл в Кейданах аптеку, в которой торговала его жена, а он помогал ей при приготовлении лекарств. Среди его клиентов был и Столыпин.

Раби Авраам-Цви бар Элияу-Барух Камай (5620-5702 /1860-1942/ гг.) — один из духовных лидеров поколения.

Праправнук р. Авраама, брата Виленского Гаона.

Изучал Тору под руководством отца, р. Элияу-Баруха Камая — раввина и главы ешивы г. Мира.

В юности прославился как илуй.

После женитьбы поселился в литовском городке Кейданах (Кедайняе), целиком посвятив себя занятиям Торой.

Чтобы прокормить семью, р. Авраам-Цви открыл в Кейданах аптеку, в которой торговала его жена, а он помогал ей при приготовлении лекарств. Среди постоянных покупателей было и множество неевреев, считавших, что лекарства, приготовленные руками праведного рокеаха (фармацевта), обладают особой исцеляющей силой. В число его клиентов входил и местный помещик Столыпин, ставший впоследствии председателем совета министров Российской империи (Гдолей адорот).

Позднее, уступая настоятельным просьбам общины, р. Авраам-Цви стал раввином Кейдан.

Однако он поставил предварительным условием, что не станет получать ни копейки из общинной кассы, по-прежнему зарабатывая себе на хлеб трудом фармацевта (там же).

В годы первой мировой войны, когда Кейданы оказались на линии фронта и большинство еврейских жителей городка эвакуировалось в глубь Российской империи, р. Авраам-Цви с семьей обосновался в украинском городе Бердянске, на берегу Азовского моря.

Однажды летней ночью 5677 /1917/ года р. Авраам-Цви вдруг почувствовал, что его отец тяжело болен. И хотя никаких сведений об отце у него не было, он той же ночью собрался в путь и отправился по опасным дорогам военного времени через всю страну — в Мир. Проезжая Минск, он узнал, что отца привезли на лечение как раз в этот город, и сейчас он лежит при смерти. Он успел проститься с отцом за несколько минут до его кончины (там же).

Р. Авраам-Цви заменил отца во главе общины г. Мира. В 5681 /1921/ году в Мир вернулась ешива, находившаяся во время войны в Полтаве, и р. Авраам-Цви стал в ней ведущим преподавателем.

В годы между двумя мировыми войнами ешива приобрела статус одного из мировых центров изучения Торы. К 5696 /1936/ году число учеников возросло до пятисот — причем, многие из них приезжали из других стран, в том числе, и из США (там же).

Р. Камай по-прежнему посвящал основное время занятиям Торой, покидая свой рабочий кабинет только для молитвы и уроков в ешиве. Один из учеников, сопровождавший его во время прогулки по городу, был поражен тем, что наставник совершенно не знаком с расположением улиц, находящихся вне его обычного маршрута между домом и ешивой (там же).

Во второй половине 5690-х /1930-х/ годов р. Камай стал одним из общепризнанных духовных лидеров еврейских общин Польши и Литвы. После смерти р. Исраэля-Меира Акоэна (Хафец Хаим), последовавшей в 5693 /1933/ году, глава виленской общины р. Хаим-Озер Гродженский стал советоваться по всем сложным вопросам с р. Камаем.

С началом второй мировой войны г. Мир оказался в зоне советской оккупации — начались репрессии против еврейских общинных учреждений, и ешиве угрожало закрытие.

Осенью 5699 /1939/ года один из учеников услышал сообщение Лондонского радио о том, что советское правительство передает г. Вильно (Вильнюс) под суверенитет независимой Литовской республики. Стало ясно, что тот, кто успеет переселиться в Вильно до присоединения этого города к Литве, вновь окажется в свободном мире. В последующие двое суток все студенты ешивы покинули Мир; однако р. Камай, которому уже было восемьдесят лет, решил остаться со своей общиной (там же).

Летом 5701 /1941/ года в город вошли войска вермахта. После многочисленных репрессий и издевательств, восемнадцатого хешвана 5702 /1942/ года, нацисты собрали две тысячи триста евреев Мира на рыночной площади — стариков, детей, женщин. Грузовики отвезли их к ямам, вырытым за городом, где все уже было приготовлено для массовой казни. Обращаясь к евреям города, р. Камай призвал их принять свою долю с чувством любви к Всевышнему — как великий праведник древности раби Акива, зверски казненный римлянами.

Р. Камай напомнил своей общине, что в свои последние мгновения раби Акива читал молитву «Слушай, Израиль…», радуясь возможности выполнить заповедь Торы (Дварим 6:5) \"Люби Г-спода, Твоего Б-га, …всей своей душой» — и даже в тот, момент, когда Он забирает твою душу\" (Брахот 61б).

 

Среди расстрелянных были также дочь и зять р. Камая; а несколько дней спустя нацисты казнили его жену и вторую дочь, которым удалось спрятаться в день расстрела общины (там же).

Все многочисленные рукописи р. Камая погибли в огне, когда нацисты сожгли синагогу Мира и дом раввина (там же).

С разрешения издательства Швут Ами


Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше